стабилизации обращенного маятника впервые указал A. Stephenson [2].
За прошедшие более чем 100 лет с момента публикации [2] выпол-
нен огромный объем исследований по параметрической стабилиза-
ции маятниковых систем. В нашей стране наиболее известными ра-
ботами по инвертированным маятникам считаются труды академиков
Н.Н. Боголюбова [3] и П.Л. Капицы [4,5]. Появляются новые статьи по
маятниковым системам [6–8] и новые современные области приложе-
ния результатов исследований [9–10].
Многозвенным обращенным маятникам (
N
-маятникам) посвяще-
ны теоретические исследования A. Stephenson (1909); E.R. Lowenstern
(1932); Hsu (1961); I.F. Schaefer, R.H. Cannon (1966); H.P. Kalmus (1970);
К.Г. Валеева (1971); S. Otterbein (1982); Т.Г. Стрижак (1984); T. Leiber,
H. Risken (1988); D.J. Acheson (1993); С.В. Челомея (1999); H. Weiss
(2000) и др. Экспериментальных работ по обращенным
N
-маятникам
гораздо меньше: A. Stephenson (1909); H.P. Kalmus (1970); Т.Г. Стрижак
(1982); В.Н. Челомей (1983); Т.Г. Стрижак (1984); D.J. Acheson, T. Mullin
(1993).
Абсолютное большинство экспериментальных результатов по мно-
гозвенным маятникам содержат материалы, отвечающие на вопрос
“возможно ли устойчивое обращенное положение?”, т.е. не содержат
количественных результатов [1, 11 и др.]. В некоторых работах, на-
пример, в [12], имеются количественные результаты, но нет совпа-
дения расчетных результатов с экспериментальными (значительная
часть экспериментальных результатов оказывается вне области устой-
чивости маятника, полученной расчетным путем). Таким образом, до
настоящего времени нет экспериментальных данных для граничной
линии области устойчивости тройного обращенного маятника с па-
раметрической стабилизацией. Получение количественных экспери-
ментальных и расчетных результатов, а также подтверждение спра-
ведливости используемых математических моделей при определении
области устойчивости многозвенного (тройного) маятника предста-
вляет самостоятельный научный интерес и является вторым аспектом
актуальности решаемой задачи.
Описание объекта исследования: чертеж, геометрические и
физико-механические параметры.
Тройной маятник, рассмотрен-
ный В.Н. Челомеем [1], имеет вид цепочки однотипных звеньев (см.
рис. 1,
a
). Каждое звено тройного маятника содержит два элемента —
цилиндрический сплошной тонкий стержень большого удлинения и
круглый диск (рис. 2). Все диски лежат в одной плоскости — плоскости
колебаний маятника.
Звенья соединены между собой цилиндрическими шарнирами
(рис. 3), обеспечивающими движение маятника в плоскости колеба-
ний. Шарниры между звеньями являются подшипниками скольжения.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 35