1,54 г. Расчеты показали, что установка на дизель опытной системы
топливоподачи заметно улучшает показатели распыливания топлива и
смесеобразования. Так, замена штатной системы на опытную позво-
лила сократить продолжительность топливоподачи с 31,2 до 29,9 град.
п.к.в., увеличить максимальное давление впрыскивания — от 924,8
до 1163,7 бара, уменьшить средний диаметр капель по Заутеру — с
25,89 до 23,23 мкм. При такой замене мощностные показатели ди-
зеля практически не изменились (его эффективная мощность была
равна соответственно 880,2 и 882,4 кВт), а эффективные показатели
улучшились — удельный эффективный расход топлива снизился с
205,1 до 203,9 г/кВт
∙
ч. При установке системы управления ЭСУВТ.01
дымность ОГ снизилась от 18 до 17% по шкале Хартриджа. Повы-
шение эффективности сгорания дизеля с системой ЭСУВТ.01 привело
к небольшому росту содержания в ОГ оксидов азота — при исполь-
зовании штатной и опытной систем их концентрация в ОГ соста-
вила соответственно 1301 и 1322 ppm. Однако такой рост эмиссии
с ОГ оксидов азота легко компенсируется при оптимизации значе-
ний УОВТ, которую реализует система ЭСУВТ.01. В целом расчеты
подтвердили улучшение показателей дизеля Д50 при установке си-
стемы ЭСУВТ.01 за счет трансформации закона подачи топлива и
увеличения давления впрыскивания. Однако улучшение названных
показателей, обусловленное этими факторами, не очень значительное.
Более значимым фактором является возможность реализации оптими-
зированных законов управления УОВТ, которую обеспечивает система
ЭСУВТ.01. Реализация такого управления на дизеле Д50 с помощью
системы ЭСУВТ.01 сократила удельный эффективный расход топлива
на 3,5. . . 17% на позициях контроллера от 0 до 3 и на 0,9% — на
четвертой и пятой позициях контроллера при оптимальных значе-
ниях УОВТ по сравнению с серийной системой топливоподачи. На
режимах холостого хода снижение частоты вращения до 250 мин
−
1
позволяет снизить удельный эффективный расход топлива на 31,3%
по сравнению с серийной системой (при частоте вращения холостого
хода 300 мин
−
1
), а при снижении частоты вращения холостого хода до
220 мин
−
1
— на 37%.
В докладе В.М. Фомина (Московский государственный машино-
строительный университет “МАМИ”) “Повышение эффективности
дизеля, работающего на биологических видах топлива” указано, что
основная причина недостаточно широкого применения биотоплив в
дизелях — несоответствие их свойств аналогичным свойствам неф-
тяного ДТ. Показана целесообразность работы дизеля на смесях ДТ
и биотоплив, производимых из растительных масел, с добавкой во-
дородного реагента. При оптимизации состава таких смесей исполь-
зованы метод свертки и экспериментальные данные по тракторному
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 141