В докладе В.А. Маркова, С.Н. Девянина, В.В. Бирюкова (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) “Этанол как экологиче-
ская добавка к нефтяному дизельному топливу” рассмотрены виды
альтернативных топлив, получаемых из растительного сырья. Рассмо-
трена возможность использования безводного (абсолютного) этанола
в качестве добавки к нефтяному ДТ. Этот спирт, практически не со-
держащий воды, хорошо смешивается с нефтяным ДТ с образованием
стойких смесей. Был использован абсолютный спирт, произведенный
ФГУП “Алексинский химический комбинат” (г. Алексин Тульской
обл.) с соответствии с ТУ 2421-064-07506004–2003. Этот спирт сме-
шивался с нефтяным ДТ в пропорции 96% ДТ и 4% этанола (по
объему). Проведены испытания упомянутого выше дизеля Д-245.12С
на чистом ДТ и на указанной смеси на режимах ВСХ. Отмечено, что
при переходе с ДТ на смесевое биотопливо на режиме максимальной
мощности с частотой вращения 2400 мин
−
1
удельный эффективный
расход топлива увеличился c 248,4 до 250,0 г/кВт
∙
ч, а на режиме
максимального крутящего момента при 1500 мин
−
1
— c 226,2 до
229,0 г/кВт
∙
ч. При этом эффективный КПД дизеля на этих режимах
повысился на 0,5. . . 0,8%. Вместе с тем добавка в ДТ этанола привела
к заметному уменьшению дымности ОГ. Так, на режиме максималь-
ной мощности переход с ДТ на смесевое биотопливо сопровождался
снижением дымности ОГ c 16 до 12 % по шкале Хартриджа, а на ре-
жиме максимального крутящего момента — c 43,0 до 36,5% по шкале
Хартриджа. Исследования дизеля на режимах 13-ступенчатого цикла
Правил 49 ЕЭК ООН показали, что удельный массовый выброс NO
x
снизился c 7,018 до 5,798 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 17,4%, выброс СО возрос
c 1,723 до 1,879 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 9%, выброс СН
х
увеличился c 0,788
до 0,856 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 8,6%. Здесь следует отметить, что выбросы
СО и СН
х
эффективно снижаются установкой в выпускной системе
двигателя каталитических нейтрализаторов.
В.А. Марков, В.И. Шатров, Е.Ф. Поздняков, В.Л. Трифонов (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, ЗАО “Форант-Сервис”) выступили с докладом “Экс-
периментальный стенд газодизельного двигателя типа Д-243”. Этот
стенд представляет собой дизель-генераторную установку, адаптиро-
ванную к работе на природном газе, в которой в качестве первичного
двигателя использован дизель типа Д-243 (4Ч 11/12,5) производства
ММЗ. Основным топливом является природный газ, подаваемый че-
рез впускную систему двигателя и воспламеняемый от запальной дозы
нефтяного ДТ. Номинальная приведенная мощность дизеля дизель-
генераторной установки, адаптированной к работе на природном газе,
составляет 36 кВт при частоте вращения 1500 мин
−
1
. При этом на но-
минальном режиме часовой расход природного газа составил 10,2 кг
или 314,2 м
3
. Регулятор дизеля поддерживает постоянство запальной
144 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5