дизелю типа 4 Ч 10,5/12, работающему на ДТ, а также на его сме-
сях с метиловым эфиром рапсового масла (МЭРМ). Установлено, что
оптимальным является содержание МЭРМ в смеси с ДТ на уровне
35. . . 45%. Однако при работе на топливе такого состава выбросы
оксидов азота превышают их выбросы при работе на ДТ. Добавка
водородного реагента в смесевое топливо позволяет инициировать
процессы окисления углеводородных и биологических компонентов
топлива. В итоге эмиссия вредных веществ (в первую очередь NО
х
)
уменьшается практически без повышения максимальных уровней тем-
пературы и давления в рабочем цикле. Обоснован необходимый объем
водородосодержащего реагента в смесевом топливе, составляющий
(по энергетическому эквиваленту) 1,6. . . 1,8% химической энергии
смесевого топлива. Таким образом, предложенный метод предполага-
ет совокупное воздействие на показатели дизеля одновременно двух
факторов — оптимизации состава смесевого топлива и применения
водородного реагента. Генерирование водорода осуществляется на
основе термокаталитического преобразования (конверсии) соединений
с высоким содержанием водорода (например, метанола) в бортовом
реакторе с использованием теплоты ОГ. Разработан опытный образец
реактора для конверсии метанола – в штатную систему питания ди-
зеля 4Ч 10,5/12 встраивалась опытная система ввода и дозирования
реагента. При работе дизеля на смесевом топливе с добавкой водо-
рода интегральные за цикл удельные массовые выбросы токсичных
компонентов уменьшились — выброс СО на 11,2%, выброс СН
х
на
32,8%, выброс твердых частиц на 48% по сравнению с работой на ДТ.
Причем при добавлении водорода выбросы NО
х
снижались не только
в дизеле, работающем на смесевом биотопливе, но и при работе на ДТ.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, В.А. Шумовский, В.С. Акимов (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) представили доклад “Ра-
бота дизеля типа Д-245.12С на эмульгированном топливе”. Для полу-
чения водотопливной эмульсии (ВТЭ) — смеси ДТ и воды авторами
использовано эмульгирующее устройство, создающее электромагнит-
ные колебания в смешиваемых жидкостях. Повышение стабильности
эмульсий достигалось за счет добавления в ВТЭ эмульгатора — ал-
кенилсукцинимида мочевины в количестве, не превышающем 0,5%
(масс.). Испытания дизеля типа Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) производства
ММЗ показали, что при переходе от нефтяного ДТ на ВТЭ с содержа-
нием воды 15,0% (об.) выброс NО
х
снизился на 20. . . 30%, а дымность
ОГ — на 40. . . 50%. Для определения параметров потока топлива в
проточной части распылителей использован ПК ANSYS CFX 12.0. Ис-
следовано стационарное течение топлива в проточной части серийно-
го распылителя 145.1112110 форсунки типа ФДМ-22 дизеля Д-245.12С
при его работе на нефтяном ДТ и ВТЭ, содержащей 85% ДТ и 15%
142 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5