Исследован двигатель с размерностью 70/72, степенью сжатия 15,
работающий на частичном нагрузочном режиме с мощностью 8,9 кВт
при частоте вращения 1400 мин
−
1
. Мощность поршневого компрес-
сора составила 1,37 кВт, давление на впуске 0,44МПа, коэффициент
избытка воздуха 2,3, его расход 0,014 кг/с, доля “внутренней” рецирку-
ляции 31%, УОВТ 67 градусов п.к.в. до ВМТ, его продолжительность
2,8 град п.к.в., давление впрыскивания 54,5МПа, цикловая подача
топлива 11 мг, его удельный эффективный расход 210 г/(кВт
∙
ч), вы-
брос оксидов азота 0,01 г/(кВт
∙
ч). В двигателе Z-engine использованы
штифтовые или клапанные форсунки. Смоделировано впрыскивание
ДТ штифтовой форсункой, разделенное на два этапа: течение топлива
в каналах распылителя и развитие струй топлива с испарением капель
внутри цилиндра. Сначала определялись расходные параметры распы-
лителя, характеристики турбулентности, толщина потока на выходе
из распылителя, области, занятые паром, образовавшимся в процессе
кавитации и области, занятые воздухом, проникающим из цилиндра в
каналы распылителя. На втором этапе моделировался распад струи на
капли. Проведен анализ факторов, влияющих на распыливание топли-
ва (диаметр штифта форсунки, максимальное давление впрыскивания
и его продолжительность, коэффициент сужения струи) в целях огра-
ничения дальнобойности струи. Определено сочетание указанных
факторов, обеспечивающих впрыскивание с максимальными скоро-
стями, но уменьшенными массами, что дает возможность увеличить
продолжительность впрыскивания, не допуская попадания топлива на
стенки цилиндра.
В докладе В.А. Маркова, В.В. Фурмана, С.С. Лободы (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, “ППП Дизельавтоматика”, г. Саратов) “Моделиро-
вание рабочего процесса дизеля типа Д50 с системой электронного
управления топливоподачей” представлены результаты расчета па-
раметров тепловозного дизеля со штатной и опытной системами
топливоподачи. Штатная система представляет собой разделенную
систему топливоподачи с ТНВД, нагнетательными топливопрово-
дами и многосопловыми форсунками. Опытная система содержит
электронно-управляемые клапаны, установленные в надплунжерных
полостях насосных секций ТНВД. Расчетные исследования прове-
дены с использованием ПК ДИЗЕЛЬ-РК. В качестве исследуемого
фактора принято изменение закона подачи топлива и характеристики
давления впрыскивания при переходе от штатной системы с гидроме-
ханической системой управления к опытной системе топливоподачи
с системой электронного управления типа ЭСУВТ.01. При расчете
рабочего процесса дизеля со штатной и опытной системами топли-
воподачи использованы законы подачи, полученные при расчетных
исследованиях с использованием ПК ВПРЫСК для номинального ре-
жима с частотой вращения 750 мин
−
1
и цикловой подачей топлива
140 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5