безопасного использования газа в энергоустановках. Для повышения
безопасности эксплуатации судов-газоходов рассмотрена возможность
использования метода “меченых атомов” для сверхраннего обнаруже-
ния утечек газообразного топлива. Известно, что в природном газе
содержится радон, поэтому, имея простые надежные индикаторы ра-
дона, можно зафиксировать утечки газа меньшие, чем 10 г/год. Кро-
ме того, при наличии искусственного источника радона появляются
дополнительные возможности для уточнения характеристик и пара-
метров судовых помещений и систем. Также появляется возможность
применения радоновых датчиков для трассировки воздушных потоков
во внутренних отсеках судна (машинном, криогенном и жилых поме-
щениях) в целях локализации мест возможного скопления метана и
мест повышенной турбулентности воздуха, а также в целях проверки
герметичности судовой холодильной и других систем. Эти меропри-
ятия должны снизить вероятность пожара и взрыва, а рациональный
выбор формы основных помещений и покрытие внутренних стен спе-
циальным материалом позволит снизить вероятность развития цепной
химической реакции взрыва.
Д.А. Попов (МГАВТ) выступил с докладом “О диагностировании
крутильных колебаний судового валопровода”. Известно, что при резо-
нансе крутильных колебаний валопровода интенсивность вибраций и
шума возрастает. Это связано с тем, что с опрокидывающим моментом
двигателя складывается опрокидывающий момент от крутильных ко-
лебаний. Момент от крутильных колебаний возникает из-за передачи
энергии от кривошипа коленчатого вала шатуну, поэтому представля-
ется возможной оценка крутильных колебаний силовой установки по-
средством измерений ее колебаний на упругих опорах. Для построения
такой системы диагностирования необходимы данные о крутильно-
колеблющейся системе, прибор для измерения параметров вибрации,
программа обработки данных, штатные контрольно-измерительные
приборы и устройство для ввода, обработки и хранения данных. На
резонансных режимах работы двигателя необходимо провести спек-
тральный и порядковый анализы параметров вибрации. Из сравнения
порядкового анализа измеренных вибраций на различных режимах
делается вывод о наличии резонанса крутильных колебаний. Разра-
ботанная в МГАВТ система диагностировании крутильных колебаний
валопровода позволяет сделать вывод о работоспособности установки
и проводить корректировку запретных зон частот вращения валопро-
вода при отсутствии торсиографирования. Предполагается, что для
снижения уровня крутильных колебаний может быть использована
специальная муфта с прямоугольными пружинами.
В докладе С.М. Крутиева (МГАВТ) “Повышение мощности дизеля
путем повышения концентрации кислорода на впуске” представлена
146 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5