Интегральные показатели токсичности ОГ дизеля
,
работающего
на режимах
13-
ступенчатого испытательного цикла
,
предусмотренно
-
го Правилами
49-02
ЕЭК ООН
,
рассчитывались только для двигателя
,
оснащенного распылителями по вариантам№
1.
Показатели для дизеля
с распылителями по вариантам№
2
и
3
не определялись
,
поскольку
,
как
отмечено выше
,
при этом наблюдалось значительное снижение
(40 %)
мощностных показателей
.
Расчет удельных массовых выбросов окси
-
дов азота
е
NO
x
,
монооксида углерода
е
CO
,
легких углеводородов
е
CH
x
проводился по формулам из работы
[2]:
e
NO
x
=
13
X
i
=1
(
E
NO
xi
K
i
)
±
13
X
i
=1
(
N
ei
K
i
);
e
CO
=
13
X
i
=1
(
E
CO
i
K
i
)
±
13
X
i
=1
(
N
ei
K
i
);
e
CH
x
=
13
X
i
=1
(
E
CH
xi
K
i
)
±
13
X
i
=1
(
N
ei
K
i
)
,
(1)
где
E
NO
xi
,
E
CO
i
,
E
CH
xi
—
массовые выбросы токсичных компонен
-
тов
(
г
/
ч
)
на
i
-
м режиме
,
определяемые по значениям
(
см
.
рис
. 4,
б
,
в
,
г
)
их объемных концентраций в ОГ
(
C
NO
xi
,
C
CO
i
,
C
CH
xi
);
K
i
—
весовой
фактор
(
коэффициент
,
отражающий долю времени каждого режима
13-
c
тупенчатого цикла
).
Рассчитывался такжена режимах
13-
ступенчатого
цикла условный средний эффективный расход топлива
g
e
усл
=
13
X
i
=1
(
G
т
i
K
i
)
±
13
X
i
=1
(
N
ei
K
i
)
,
(2)
где
G
т
i
—
часовой расход топлива на
i
-
м режиме
.
Полученные из выражений
(1)
и
(2)
значения удельных массовых
выбросов токсичных компонентов ОГ
е
NO
x
,
е
CO
,
е
CH
x
и условного сред
-
него эффективного расхода топлива
g
e
усл
приведены в табл
. 3.
Приведенные в табл
. 3
данные свидетельствуют о том
,
что исполь
-
зование распылителей по варианту №
1
не обеспечивает требований
норм
EURO-2
к токсичности ОГ исследуемого дизеля
.
При этом удель
-
ный массовый выброс легких углеводородов с ОГ дизеля
e
CH
x
соста
-
вил
2,958
г
/(
кВт
·
ч
),
что значительно превышает допустимое нормами
EURO-2
предельное значение
e
CH
x
пред
= 1
,
1
г
/(
кВт
·
ч
).
Вместе с тем
,
анализ характеристик
,
приведенных на рис
. 4,
а
–
г
,
показывает
,
что воз
-
можна оптимизация числа распыливающих отверстий
i
р
форсунки
(
их
суммарной эффективной площади
µ
р
f
р
)
на каждом эксплуатационном
режиме работы дизеля
.
70 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2004.
№
1