Рис
. 1.
Зависимости максимального
давления впрыскивания
р
ф
max
от
эффективной площади
µ
р
f
р
распы
-
ливающих отверстий форсунки при
различных диаметрах
d
пл
и ходах
h
пл
плунжера ТНВД
:
I —
µ
р
f
р
= 0
,
22
мм
2
; II —
µ
р
f
р
= 0
,
30
мм
2
;
1, 2
и
3
—
h
пл
= 15
, 12
и
10
мм соответственно
Как следует из приведенных на
рис
. 1
характеристик системы топ
-
ливоподачи с перспективным топ
-
ливным насосом высокого давле
-
ния
(
ТНВД
)
Ногинского завода топ
-
ливной аппаратуры
(
НЗТА
)
и фор
-
сунками ФД
-22
с эффективной пло
-
щадью распыливающих отверстий
µ
р
f
р
= 0
,
30
и
0,22
мм
2
,
при умень
-
шении
µ
р
f
р
в указанном диапазоне
максимальное давление впрыски
-
вания повышается примерно в
2
ра
-
за
.
Однако при чрезмерном умень
-
шении площади
µ
р
f
р
распыливаю
-
щих отверстий форсунки возможно
недопустимое затягивание процес
-
са впрыскивания топлива
.
В част
-
ности
,
расчетные исследования по
-
казали
,
что в системе топливопода
-
чи с диаметром плунжера
d
пл
= 9
мм и ходом плунжера
h
пл
= 10
мм
,
работающей на режиме с частотой вращения кулачкового вала ТНВД
n
тн
= 1200
мин
−
1
и цикловой подачей топлива
q
ц
= 120
мм
3
,
умень
-
шение площади
µ
р
f
р
распыливающих отверстий с
0,30
до
0,15
мм
2
со
-
провождается ростом максимального давления впрыскивания с
23
до
52
МПа и увеличением продолжительности впрыскивания
ϕ
впр
с
14
до
28
◦
поворота кулачкового вала
(
п
.
к
.
в
.).
Это приводит к уменьшению пе
-
риода времени
,
отводимого на процесс сгорания топлива
,
что может от
-
рицательно сказаться на экономических и экологических показателях
дизеля
.
Исследования струйных форсунок показали
,
что с уменьшением эф
-
фективной площади
µ
р
f
р
распыливающих отверстий
(
диаметра канала
d
р
)
в некотором диапазоне улучшается мелкость распыливания топли
-
ва
.
Так
,
исследования
[8]
струйной форсунки с распыливающими от
-
верстиями различного диаметра при проливке распылителя газойлем
показали
,
что снижение
d
р
с
0,8
до
0,4
мм сопровождается уменьшени
-
ем среднего диаметра капель с
25
до
19
мкм
(
рис
. 2).
Однако
,
как отме
-
чено ранее
,
такое снижение
d
р
также имеет некоторые ограничения
.
Таким образом
,
одним из путей улучшения показателей дизеля
является оптимизация числа
i
р
распыливающих отверстий форсунки
при варьировании их диаметра
d
р
и суммарной эффективной площади
их поперечного сечения
µ
р
f
р
.
Причем
,
поскольку транспортные дизели
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2004.
№
1 61