им 45 лет уже четверть века занимался теоретическими поисками
путей и способов осуществления космического полета и уже два го-
да экспериментировал с лабораторным ракетным двигателем ОР-1,
сделанным на основе бензиновой паяльной лампы.
Однако очень скоро, как только гирдовцы решили на практике со-
здать простейший ракетоплан РП-1 с ЖРД, оказалось, что решать все
конкретные и организационные, и конструкторские, и производствен-
ные, и даже испытательные проблемы, которых неожиданно возни-
кло чрезвычайно много, лучше всех умеет 25-летний инженер экс-
периментального отдела ЦАГИ Сергей Королев. Когда весной 1932 г.
ГИРД из общественной организации, был превращен в финансируе-
мую сначала Осоавиахимом, а затем и военным ведомством проектно-
исследовательскую и производственную лабораторию, ее начальником
был назначен С.П. Королев. Правда, только в общественном порядке,
потому что терять для авиации столь перспективного специалиста ру-
ководство ЦАГИ категорически не соглашалось [10].
Первые шаги советской ракетной техники.
Начав с попытки
осуществления проекта ракетоплана с впервые в мире построенным и
доведенным до огневых испытаний авиационным ЖРД ОР-2, но так и
не добившись его надежной работы, гирдовцы поняли всю сложность
задачи полета человека на ракетном аппарате и перешли к созданию
более простых беспилотных ракет, финансировать которое стало воен-
ное ведомство. С этого времени в лице начальника вооружений РККА
М.Н. Тухачевского и других передовых военных деятелей вплоть до
Министра обороны СССР Г.К. Жукова в решающие для становления
инфраструктуры нашей космонавтики 1955–1957 гг. Сергей Павлович
имел постоянных и заинтересованных помощников в осуществлении
своих планов и проектов.
17 августа 1933 года первая отечественная жидкостная ракета
ГИРД-09 совершила полет на высоту 400 м, ознаменовав овладе-
ние нашей страной (третьей после США и Германии в довоенный
период) новейшим видом современной техники, отличавшейся осо-
бой сложностью осуществления даже в виде простейших образцов.
Этот полет стал основным аргументом в принятии решения о созда-
нии в СССР первого в мире государственного Реактивного научно-
исследовательского института (РНИИ). В ГИРД, кроме уникального
в своем роде гибридного ракетного двигателя ракеты 09, были раз-
работаны ЖРД на жидком кислороде и спирте, прямоточные ВРД
на твердом горючем, испытанные в первой в мире сверхзвуковой
газодинамической установке и в полете путем выстрелов из пушки,
бескрылые и крылатые ракеты разных конструктивно-компоновочных
схем, совершившие полеты в конце 1933 и в 1934 гг. уже после органи-
зации РНИИ. Официальным признанием особых заслуг С.П. Королева
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4