Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 4

СК-9, предназначавшегося в качестве основы ракетоплана РП-318-1
для опытного использования жидкостного ракетного двигателя (ЖРД)
в полете.
Историки, ставящие под сомнение факт поездки С.П. Королева на
консультацию к К.Э. Циолковскому осенью 1929 г., о котором Сергей
Павлович позже сообщал как об исходном пункте своих занятий ра-
кетной техникой [4], основывали свои аргументы на том, что после
посещения Циолковского ракетные интересы Королева ни в чем не
проявились, никаких разработок и экспериментов по ракетным аппа-
ратам и двигателям до осени 1931 г. он не проводил [5, 6]. Но осо-
бенности его еще неракетных конструкций 1930–1931 гг. убедительно
подтверждают его слова о том, что беседа с Циолковским оказала на
него огромное воздействие — сыграла решающую роль в выборе на-
правления его деятельности [7].
«Понимающему достаточно!» — говорили древние мудрецы. И дей-
ствительно, Королев сразу схватил суть идей Циолковского, понял, что
освоение космоса — «дело, выше которого на Земле пока нет» [8]; что
«звездоплавание нельзя и сравнить с летанием в воздухе. Последнее —
игрушка в сравнении с первым» [9], т.е. по значимости и по сложности
космические полеты принципиально превосходят полеты в воздухе,
включая уже начатый штурм стратосферы; что в космос, в отличие от
стратосферы, могут проникнуть только ракетные аппараты и в мире
уже начинаются работы по их созданию — так что можно и отстать;
хотя они и уступают во всех отношениях самолетам и аэростатам, за
ними будущее и в космосе, и в той же стратосфере.
Следующий свой аппарат 22-летний конструктор решил делать под
ракетный двигатель. Оказалось, что пригодных для использования ра-
кетных двигателей, кроме пороховых ракет, еще не существует. Созна-
вая, хотя бы по истории авиации, всю важность создания надежных
и эффективных двигателей, Королев все же понимал, что двигатель,
хотя и необходимая, но только одна из составляющих ракетного лета-
тельного аппарата и что проблемы его создания и применения в целом
на порядок сложнее и интереснее, чем только задачи создания двига-
теля; к тому же ЖРД по представлениям того времени казался гораздо
более простым, чем уже существующие двигатели внутреннего сгора-
ния, и не намного более сложным, чем пороховой ракетный двигатель:
основную проблему в его создании тогда видели в сложности подачи
топлива в камеру сгорания.
Именно так думали энтузиасты космонавтики, организовавшие
осенью 1931 г. при Бюро воздушной техники Осоавиахима вслед за
группами разработки легкомоторной авиации, стратостатов, геликоп-
теров вполне вписывающуюся в эту компанию Группу изучения реак-
тивного движения и ракетных методов летания (ГИРД). Она сформи-
ровалась вокруг инженера ЦАГИ Ф.А. Цандера, который из прожитых
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 65
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...45
Powered by FlippingBook