С.П. Королев. Начало 30-х годов
как
основоположника
практической космонав-
тики столь же исключи-
тельна и неповторима по
приоритету в осуществле-
нии основных принципи-
альных достижений пер-
вого десятилетия косми-
ческой эры и по систем-
ному охвату всех сторон
ее развития, как и роль
К.Э. Циолковского в заро-
ждении и всестороннем
охвате ее теоретических и
идейно-прогностических
основ.
В 20-е годы юный Ко-
ролев был вовлечен во
всенародную программу
авиационного строитель-
ства, осуществляемую го-
сударством в качестве
важнейшей составляющей
научно-технического прогресса и укрепления обороноспособности
СССР. При этом он смело выбрал для себя профессию создателя
новых аппаратов — их конструктора и испытателя, сразу же, еще
до завершения инженерного образования в МВТУ, преуспев в ней.
Первый же построенный «в металле» его летательный аппарат — ре-
кордный планер «Коктебель» — оказался в числе лучших конструкций
Всесоюзных планерных состязаний 1929 и 1930 гг. [2]. А на состяза-
ния 1930 г. С.П. Королев представил и существенно новый аппарат —
первый в мире планер «Красная звезда» для осуществления высшего
пилотажа в безмоторном полете. Сам конструктор отмечал, что аппа-
рат имел большой запас прочности «на все случаи жизни» и позволял
проделать все те замеры и наблюдения, «которые на планере обыч-
ного типа невозможны» [3]. Теперь мы можем судить о том, какие
эксперименты и наблюдения имел в виду конструктор, учитывая, что
и его дипломный проект — легкий самолет СК-4 — был рассчитан на
достижение рекордной дальности полета, для чего была необходима
максимально легкопрочная конструкция с наибольшим относитель-
ным запасом топлива на борту. А тогда, не только в 1930 г., но и в
1935 г. другие конструкторы планеров, не знавшие о закрытых работах
С.П. Королева по ракетной технике, никак не могли понять некото-
рых казавшихся нелогичными особенностей конструкции его планера
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4