Математическая модель прямолинейного движения по деформируемой опорной поверхности…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2
135
движении по деформируемым опорным поверхностям. С помощью разрабо-
танной модели можно прогнозировать тягово-динамические свойства и опре-
делять рациональные соотношения мощности на колесах тягача и полуприцепа,
что позволит повысить энергоэффективность движения автопоезда в тяжелых
дорожных условиях.
2. На основе проведенных вычислительных экспериментов с помощью разра-
ботанной модели было подтверждено, что при движении по деформируемым
опорным поверхностям ухудшение тягово-динамических свойств вызывается не-
достаточной сцепной массой автопоезда. В результате расчетов выявлено, что ав-
топоезд базового варианта при полной массе может потерять подвижность при
продольном уклоне более 6°, что явно недостаточно при движении на местности.
Земная поверхность с уклонами 6
о
…17° составляет ~23 %, а с уклонами более
17° примерно 19 % [5]. Одиночный тягач (без полезной нагрузки) способен преодо-
левать подъемы до 19°, в то время как использование его в составе активного авто-
поезда позволяет преодолевать тот же подъем с полезной нагрузкой до 47 т.
3. Созданный математический аппарат и программа расчетных исследова-
ний могут быть использованы при разработке автоматических систем управле-
ния активным приводом, решения научной и практической задачи по оптими-
зации параметров распределения мощности с использованием различных элек-
тронных систем управления, в том числе на основе анализа силовых факторов в
сцепном устройстве [13].
ЛИТЕРАТУРА
1.
Жиpный P.И., Котиев Г.О.
Решение транспортных задач в условиях Крайнего Севера //
Газовая промышленность. 2009. № 7. С. 78–81.
2.
Горелов В.А., Чудаков О.И
. Анализ конструктивных схем привода колес прицепных
звеньев активных автопоездов // Известия МГТУ «МАМИ». 2016. № 1. С. 16–24.
3.
Белоусов Б.Н., Попов С.Д.
Колесные транспортные средства особо большой грузо-
подъемности. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
4.
Шпак Ю.А., Павлушков Б.Э., Демик В.В., Кулаков Н.А.
Специальное колесное шасси
БАЗ М 6910Э с электрической трансмиссией // Автомобильная промышленность. 2010.
№ 1. С. 9–11.
5.
Агейкин Я.С., Вольская Н.С.
Динамика колесной машины при движении по неровной
грунтовой поверхности. М.: МГИУ, 2003. 124 с.
6.
Котиев Г.О., Серебренный И.В.
Повышение проходимости автомобиля за счет рацио-
нального распределения потоков мощности по колесам // Вестник МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2008. Спец. вып. С. 193–201.
7.
Ларин В.В.
Теория движения полноприводных колесных машин. М.: Изд-во МГТУ
им. Н.Э. Баумана, 2010. 391 с.
8.
Рождественский Ю.Л.
Анализ и прогнозирование тяговых качеств колесных движи-
телей планетоходов. Дис. … канд. техн. наук. М., 1982. 260 с.
9.
Горелов В.А., Котиев Г.О.
Моделирование прямолинейного движения полноприводной
колесной машины по несвязным грунтам // Труды НАМИ. 2009. № 241. С. 25–39.