Рис. 10. Результаты расчeта для шины 295/80R22,5 с гиперупругой прослойкой
становится более гладким, что лучше соответствует физической сущ-
ности рассматриваемой задачи.
Также было получено, что несмотря на увеличение времени по-
строения матрицы тангенциальных жесткостей на отдельной итерации
(с 1,15 до 1,61 с) за счeт применения более сложной модели прослойки,
общее время вычислений в итоге значительно сокращается благодаря
лучшей сходимости решения на отдельных шагах нагружения (253 с
против 342 с на расчeт).
Заключение.
В работе представлена модель трeхслойной геоме-
трически нелинейной оболочки, учитывающая физическую нелиней-
ность резиновой прослойки между каркасом и брекером посредством
использования двухконстантного гиперупругого потенциала Муни–
Ривлина. Был построен комбинированный объeмно-оболочечный ко-
нечный элемент, имеющий функции формы пониженного порядка по
направлению толщины прослойки и использующий метод выборочно-
го интегрирования для устранения эффекта объeмного заклинивания.
Приведeнные результаты вычислительных экспериментов по рас-
чeту двух различных типов радиальных шин продемонстрировали по-
вышение вычислительной эффективности и точности результатов для
радиальных шин с жeстким металлокордным каркасом по сравнению с
расчeтом, основанным на использовании модели трeхслойной оболоч-
ки с линейно-упругой прослойкой, работающей только на поперечный
сдвиг и несжимаемой в нормальном направлении. При этом для шин
с текстильным кордом обе модели, как линейно-упругая, так и гипер-
упругая, дали сопоставимые результаты, что объясняется значительно
большей податливостью несущих слоeв таких шин по сравнению с
ЦМК-шинами.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Bathe К.-J.
Finite element procedures. Prentice Hall, 1996.
26 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3