Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
113
дов азота и сажи — дымность ОГ. Проведены оптимизационные расчеты. Рас-
считан оптимальный состав смесевого биотоплива. Показано, что с увеличени-
ем содержания ГМ в смеси с нефтяным ДТ параметры токсичности ОГ дизеля
улучшаются, но даже его небольшая добавка в нефтяное ДТ значительно улуч-
шает эти параметры в исследуемом дизеле.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, С.А. Зыков, Инь Мин (МГТУ им. Н.Э. Баумана,
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) представили доклад «Работа дизеля на смесях
нефтяного дизельного топлива и рыжикового масла». Проведено расчетно-
экспериментальное исследование дизеля типа Д-245.12С, работающего на нефтя-
ном ДТ и его смесях с рыжиковым маслом (РМ). Проведен анализ физико-
химических свойств нефтяного ДТ и его смесей с РМ различного состава. Перевод
исследуемого дизеля с нефтяного ДТ на смесь 90 % ДТ и 10 % РМ сопровождался
снижением дымности ОГ от 17 до 15 % по шкале Хартриджа на режиме макси-
мальной мощности и от 42 до 36 % по шкале Хартриджа на режиме максимально-
го крутящего момента. При этом выбросы оксидов азота с ОГ дизеля, работающе-
го на 13-режимном цикле
ЕСЕ R49
, снизились от 5,911 до 5,341 г/(кВт
· ч), выбросы
монооксида азота — от 2,184 до 1,853 г/(кВт
· ч), выбросы несгоревших углеводо-
родов — от 0,675 до 0,585 г/(кВт
· ч). Проведенные оптимизационные расчеты по-
казали, что наилучшее сочетание показателей токсичности ОГ достигается при
работе исследуемого дизеля на смеси 90 % ДТ и 10 % РМ.
В.С. Епифанов, Д.А. Попов (МГАВТ) сделали доклад «К расчету крутильных
колебаний валопровода по вибрационным показателям двигателя». Разработана
система диагностирования и мониторинга крутильных колебаний судовых ДВС
с помощью виброанализатора, которую можно рассматривать как альтернативу
применения традиционного торсиографа. Использование этой системы диагно-
стирования позволяет определить исправность демпферов и антивибраторов
крутильных колебаний валопровода, производить корректировку запретных
зон его частот вращения, оценить работоспособность СЭУ в целом. Система
диагностирования может быть предложена для использования на судах морско-
го и речного флота в целях увеличения надежности СЭУ в условиях эксплуата-
ции. Вместе с тем разработанная система имеет некоторые недостатки, которые
могут осложнить ее применение. В этом случае проведение определенных вспо-
могательных расчетов позволяет снизить погрешности полученных результа-
тов. Например, форма колебаний и резонирующая гармоника могут быть опре-
делены графическим способом. Величина возмущающего момента от крутиль-
ных колебаний, определенная как разница между суммарной составляющей
опрокидывающего момента дизеля на резонансном режиме и составляющей
опрокидывающего момента без учета крутильных колебаний, пропорциональна
разнице виброскорости. Однако при возрастании частоты вращения двигателя
в связи с изменением стойкости крутильной системы такая зависимость нару-
шается. Для выяснения причин этого явления необходимо проведение допол-
нительных экспериментальных исследований.