В.А. Марков, В.И. Шатров
112
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
тормозная система автомобиля с электронным управлением имеет ряд преиму-
ществ перед штатной. Среди них — повышение тормозного момента в 2,5–3 ра-
за при переводе двигателя в режим работы двухтактного компрессора и
в 1,7–1,9 раза при переводе в режим четырехтактного компрессора. При этом
конструкция тормозного крана обеспечивает следящее действие за счет измене-
ния проходного сечения пневматической секции, что позволяет применять на
большинстве режимов торможения предлагаемую систему, а штатную тормоз-
ную систему фрикционного типа использовать как резервную. Использование
предлагаемой системы обеспечивает экономию топлива и снижение количества
и токсичности ОГ, снижение затрат на замену тормозных накладок и барабанов.
Применение электронного управления позволяет заложить перспективу для
гибкого многопараметрового регулирования тормозного усилия двигателя.
В докладе С.Н. Девянина, А.В. Бижаева (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева)
«Влияние способа подачи воды на воспламенение в ДВС» отмечено, что подача
воды в цилиндры дизеля является эффективным средством снижения выброса
основного газообразного токсичного компонента ОГ — оксидов азота, а также
уменьшения дымности ОГ. Вместе с тем недостаточно изученной является про-
блема выбора наилучшего способа подачи воды в цилиндры. Рассмотрены два
способа подачи воды в ДВС: с воздухом на впуске и с топливом в виде водотоп-
ливной эмульсии. Разработана математическая модель для оценки эффективно-
сти различных способов подачи воды. По разработанной модели проведены
расчетные исследования и показано различие во влиянии способа подачи воды
на температуру заряда в зоне воспламенения топлива в конце сжатия, что
должно сказываться на условиях воспламенения и сгорания топлива. Показаны
условия ограничения количества подаваемой воды различными способами, свя-
занные с надежностью работы ДВС и воспламенением рабочей смеси.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, С.А. Зыков, Са Бовэнь (МГТУ им. Н.Э. Баумана,
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) выступили с докладом «Использование гор-
чичного масла в качестве экологической присадки к нефтяному дизельному
топливу». Рассмотрена возможность использования горчичного масла (ГМ)
в качестве экологической добавки к топливу для дизелей. Представлены резуль-
таты экспериментальных исследований дизеля типа Д-245.12С (4Ч 11/12,5) про-
изводства ММЗ, работающего на нефтяном ДТ и смесях ДТ и ГМ. Показано, что
при переводе дизеля с нефтяного ДТ на смесь 90 % ДТ и 10 % ГМ дымность ОГ
снизилась от 17 до 12 % по шкале Хартриджа на режиме максимальной мощно-
сти и от 42 до 36 % по шкале Хартриджа на режиме максимального крутящего
момента. При этом выбросы оксидов азота с ОГ дизеля, работающего на режи-
мах 13-режимного цикла
ЕСЕ R49
, снились от 5,911 до 5,689 г/(кВт
· ч), выбросы
монооксида азота — от 2,184 до 2,068 г/(кВт
· ч), выбросы несгоревших углево-
дородов — от 0,675 до 0,561 г/(кВт
· ч). Предложена методика оптимизации со-
става исследуемых смесей. Определен обобщенный критерий оптимальности
в виде суммы частных критериев, характеризующих концентрацию в ОГ окси-