В.А. Марков, В.И. Шатров
114
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
В докладе В.А. Маркова, Н.Д. Чайнова, А.В. Гуртового (МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана) «Системы регулирования степени сжатия ДВС» отмечено, что использо-
вание таких систем позволяет улучшить показатели топливной экономичности
и токсичности ОГ поршневых двигателей. Рассмотрены предпосылки регулиро-
вания степени сжатия в поршневых ДВС — в бензиновых и дизельных двига-
телях. Дана классификация систем регулирования степени сжатия в поршневых
двигателях. Рассмотрены конструкции разработанных систем регулирования
степени сжатия. Отмечены их преимущества и недостатки. Даны рекомендации
по выбору конструкции таких систем. Рассмотрена возможность реализации
изменяемой степени сжатия в дизеле типа ЯМЗ-238. Проведен анализ характе-
ристик этого двигателя и предложен алгоритм регулирования степени сжатия в
соответствии с режимом его работы.
В докладе А.А. Строкина (МГТУ им. Н.Э. Баумана) «К вопросу о моделиро-
вании шума впуска и выпуска двухтактного ДВС» отмечено, что шумы, генери-
руемые процессами впуска и выпуска, являются одними из основных источни-
ков общего шума ДВС. При этом шум незаглушенных источников является ис-
ходным параметром для разработки средств снижения шума. В настоящей рабо-
те соответствующие процессы рассматривались применительно к одноцилин-
дровому быстроходному двухтактному двигателю. В качестве исходной модели
была использована акустическая «модель пульсирующей сферы» и в уточнен-
ном варианте — «модель пульсирующего поршня». То есть принималось, что на
конце выпускного патрубка периодически возникает (а для впускного — исче-
зает) определенный объем газа, который и создает в атмосфере начальное вол-
новое возмущение, которое затем, распространяясь, воспринимается нами как
шум. Учитывая, что импульсы, вызывающие возмущение в атмосфере, имеют
затухающий характер, для получения аналитических зависимостей наиболее
интенсивная часть газового импульса моделировалась с помощью импульса за-
тухающей синусоиды, который имел длительность и объем газов такие же, что и
соответствующие параметры реального газового импульса. Расчеты звуковой
мощности (и, соответственно, уровней звуковой мощности), излучаемой этими
источниками, показали хорошее совпадение с экспериментом. При этом полу-
чена формула, отражающая зависимость звуковой мощности от частоты враще-
ния вала двигателя в четвертой степени. Такая зависимость подтверждена экс-
периментом в основном скоростном диапазоне работы двигателя.
С.С. Кленников (МГТУ им. Н.Э. Баумана) выступил с докладом «О возмож-
ностях использования волновых передач в качестве исполнительных механиз-
мов в тепловых двигателях». Рассмотрены волновые передачи, которые могут
быть применены в различных энергетических установках, включая ДВС. Одна
из возможных областей применения этих передач — использование их для пре-
образования поступательного движения поршней ДВС во вращательное движе-
ние вала двигателя. При таком использовании волновой передачи вместо ры-
чажного кривошипно-шатунного механизма в двигателе устанавливается одно-