Previous Page  3 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 18 Next Page
Page Background

Следует отметить, что решение задач оптимального управления

космическими аппаратами (КА) связано с рядом существенных труд-

ностей. Система дифференциальных уравнений движения КА с уче-

том влияния действующих на него сил не может быть преобразована

к аналитическому виду, так как эти уравнения не имеют конечного ре-

шения в результате их интегрирования. Поэтому возникает необходи-

мость в использовании численных методов оптимизации нелинейных

систем уравнений, предусматривающих проведение многопараметри-

ческих итерационных процессов решения краевых задач [5–9]. Прак-

тика показывает, что на точность и быстродействие вычислительных

процессов решения таких задач значительное влияние оказывает вы-

бор первого приближения краевых значений, вектора состояния систе-

мы и вектора сопряженных переменных. При этом если количествен-

ная оценка параметров вектора состояния может быть дана на основе

анализа динамики движения КА, то предварительно оценить значения

всех сопряженных переменных, не имеющих явного физического обо-

снования, практически невозможно. Вместе с тем, неудачный выбор

первого приближения может привести не только к большой продолжи-

тельности решения краевых задач, но и в ряде случаев к несходимости

вычислительного процесса в принципе.

Одно из перспективных направлений поиска состоит в разработке

аналитических методов определения структуры оптимального упра-

вления и расчета параметров движения КА. Кроме сокращения затрат

расчетного времени это дает и другие преимущества. Форма решения

получается более наглядной, что облегчает проведение сравнитель-

ного анализа различных вариантов. Оптимальные законы управления

могут иметь вид явных зависимостей от начальных условий и параме-

тров системы, что позволяет оценить степень влияния той или иной

характеристики на управляющие параметры.

Постановка задачи.

Рассмотрим основные критерии оптималь-

ного управления КА, определяющие принципиальную возможность и

эффективность реализации предлагаемой схемы:

— минимум потребных энергозатрат на формирование орбит ИСМ;

— максимум коридора входа КА в атмосферу.

Движение КА в атмосфере по аналогии с работами [5, 6, 15] описы-

вается системой дифференциальных уравнений в скоростной системе

координат с учетом влияния гравитационных, аэродинамических, цен-

тробежных и кориолисовых сил в предположении центральности поля

тяготения:

dV

dt

=

ρV

2

C

x

(

α

)

S

2

m

g

sin

θ

ω

2

r

cos

ϕ

(sin

ϕ

sin

ε

cos

θ

cos

ϕ

sin

θ

) ;

6 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6