Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

Keywords

:

spacecraft, insertion into orbit, combined insertion profile, optimal control,

research technique, analytical algorithm, implementation efficiency.

Одной из важнейших проблем организации космических миссий

для изучения Марса и других планет Солнечной системы является

выработка и обоснование требований к энергетическим и массово-

габаритным параметрам создаваемых перспективных космических ап-

паратов (КА). Это обусловливается необходимостью учета различных

факторов, влияющих на проектный облик и массовые характеристики

автоматических и пилотируемых КА. К ним, в первую очередь, отно-

сится разработка мер защиты от радиационных воздействий, средств

и способов создания искусственных гравитационного и магнитного

полей, технологий производства топлива из местных ресурсов и др.

[1, 2].

Все это в сочетании с необходимостью решения широкого спектра

научно-исследовательских целевых задач предопределяет исключи-

тельную важность проблемы поиска путей увеличения доли научной

аппаратуры в общем весовом балансе КА. Существенным резервом в

решении этой проблемы является организация движения КА по энер-

гетически оптимальным траекториям.

Практика показывает, что при планировании космических экспе-

диций к планетам Солнечной системы, как правило, предполагается

использование ракетодинамических схем формирования спутниковых

орбит (например, программа “ExoMars” [3]). Вместе с тем, представля-

ется интересным оценить энергетическую эффективность применения

комбинированной схемы, предусматривающей предварительное аэро-

динамическое торможение КА в атмосфере и последующий его разгон

в апоцентре промежуточной орбиты.

Проблеме поиска оптимального управления КА при движении на

припланетных участках и в атмосфере посвящен ряд работ отечествен-

ных и зарубежных авторов [4–15]. Проводимые исследования осно-

вывались на использовании фундаментальных методов оптимального

управления КА [4–10]. Кроме того, известен ряд работ, посвященных

решению отдельных задач оптимизации траекторий полета КА в атмо-

сфере при его выведении на орбиту искусственного спутника Марса

(ИСМ). Однако в них рассматривается, как правило, однопараметри-

ческое управление КА углом крена на основе упрощенных матема-

тических моделей движения КА в атмосфере [11–15]. В результате,

найденные решения носят частный характер, а рассчитанные траек-

тории полета КА содержат большие вычислительные погрешности. В

настоящей работе исследуется совместное оптимальное двухпараме-

трическое управление углами крена

γ

и атаки

α

при формировании

орбит ИСМ для системы дифференциальных уравнений, описываю-

щих пространственное движение КА.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 5