Н.Н. Патрахальцев, А.А. Савастенко, Т.С. Аношина, Р.О. Камышни-
ков (РУДН) представили доклад “Повышение экономических и эколо-
гических качеств транспортного дизеля при работе на режимах малых
нагрузок и холостого хода”. Отмечено, что в современных услови-
ях эксплуатации транспортных дизелей коэффициенты их загрузки
снизились до 0,4. . . 0,5, а автобусов городского назначения — до 0,2.
Таким образом, доля режимов малых нагрузок и холостых ходов суще-
ственно возросла. Это приводит к повышенным удельным, часовым и
путевым расходам топлива, ухудшению экологических характеристик
дизеля. Одним из методов повышения экономических и экологических
качеств дизелей в таких условиях является метод регулирования двига-
теля изменением его рабочего объема, что в простейшем случае дости-
гается отключением части цилиндров. В докладе излагается существо
методики расчетно-экспериментального определения выбросов основ-
ных токсичных компонентов с ОГ дизеля КамАЗ-7406 (8 ЧН 12/12) при
применении метода отключения цилиндров. Методика основана на ис-
пользовании экспериментальных универсальных характеристик дизе-
ля по показателям экономичности и токсичности ОГ, перестроенных в
показатели удельной работы дизеля при реализации данного режима.
Показано, что методом отключения разного числа цилиндров дизеля
КамАЗ на режимах малых нагрузок (менее 30%) возможно уменьше-
ние удельных выбросов оксидов азота на 10. . . 30%, а на повышенных
частотах вращения — до 50. . . 55%; оксидов углерода — на 20. . . 80%,
углеводородов — на 30. . . 80%. При этом снижение расходов топлива
может составить 15. . . 35% по сравнению с расходом топлива полно-
размерного дизеля на тех же режимах.
М.В. Тихомиров, Ю.Е. Хрящев (ЯГТУ) выступили с докладом
“Комплекс алгоритмов для управления и диагностики дизеля”. Раз-
работан комплекс алгоритмов управления дизельным двигателем с
помощью электронной системы управления (ЭСУ), а также алгорит-
мов (программ) для управления, настройки и диагностики электрон-
ной системы. Осуществлена разработка диагностического комплекса
ЭСУ. С помощью математического описания элементов ЭСУ часто-
той вращения дизеля осуществлен синтез САУ с использованием
различных регуляторов (алгоритмов). Предложены новые алгоритмы
управления автомобильным дизелем на основе модифицированного
ПИД-регулятора. Поставленные задачи решались с использованием
аппарата математической логики, методов системного анализа, те-
ории управления, теории алгоритмов и структур данных, методов
имитационного машинного моделирования, методов математического
программирования, а также путем экспериментальных полунатурных
и натурных испытаний.
В докладе Д.А. Епанешникова, Ю.Е. Хрящева (ЯГТУ) “Алгоритмы
управления ДВС на основе искусственных нейронных сетей (ИНС)”
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 133