экономические свойства МА закладываются в процессе проектирова-
ния при выборе таких параметров, как мощность двигателя и переда-
точное отношение передаточного механизма. Последующие расчеты
по критериям прочности и долговечности, как правило, не влияют
на динамические качества МА и расход энергии при эксплуатации,
если при этом не происходит значительного увеличения подвижных
масс. Особую сложность представляет проектирование машин с ДВС,
так как этот тип двигателя может развивать одинаковую мощность при
различных сочетаниях скоростного и нагрузочного режимов. В связи с
этим для снижения расхода топлива на переходных режимах в услови-
ях эксплуатации необходимо иметь математическую модель алгоритма
управления ДВС по экономической характеристике. Проектирование
ДВС проводится таким образом, что режим работы, указываемый как
номинальный, не совпадает с его экономичным режимом. Номиналь-
ная мощность установленного в МА ДВС, как правило, выбирается
исходя из необходимости сокращения времени разгона или для крат-
ковременного приема пиковой нагрузки, поэтому она оказывается за-
ведомо большей, чем это необходимо для работы на установившемся
режиме. Таким образом, повышение экономичности (снижение рас-
хода энергии) на установившихся режимах возможно за счет выбора
оптимальной номинальной установленной мощности ДВС, т.е. за счет
приближения установившегося режима работы к режиму минимально-
го удельного расхода энергии. Управление ДВС при эксплуатации по
экономической характеристике может служить значительным резер-
вом повышения экономичности машины на переходных режимах, но
алгоритм действия системы управления ДВС до сих пор не разработан.
В качестве математического критерия экономичности при разработке
алгоритма действия системы управления ДВС может быть принято
отклонение параметров переходного режима от точки минимального
расхода топлива, которое должно минимизироваться системой упра-
вления ДВС.
Н.Н. Патрахальцев, Р.О. Камышников, Д.С. Скрипник (РУДН) вы-
ступили с докладом “Регулирование дизеля изменением его рабочего
объема”. Метод регулирования дизеля изменением его рабочего объ-
ема путем отключения части цилиндров или рабочих циклов известен
как средство повышения экономичности и снижения токсичности ОГ
дизеля на режимах малых нагрузок и холостых ходов. При реали-
зации такого метода поддержание частоты вращения вала при изме-
нении нагрузки происходит не только за счет изменения положения
рейки топливного насоса высокого давления (ТНВД), но и числа ак-
тивных (находящихся в работе) цилиндров. Вследствие этого меняется
и удельная работа двигателя. В результате проведенных исследований
получены новые виды нагрузочных, регулировочных и регуляторных
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 131