характеристик, одним из параметров которых является удельная рабо-
та двигателя. Метод применим прежде всего для многоцилиндровых
ДВС. Достигаемое таким путем дискретное регулирование во мно-
гих случаях позволяет повысить динамические качества двигателя,
сохранить в допустимых пределах нестабильность частоты вращения,
уменьшить длительности переходных процессов наброса и сброса на-
грузки.
В докладе Н.Н. Патрахальцева, И.А. Петруни, Р.О. Камышникова
(РУДН) “Снижение путевого расхода топлива автомобильного дизеля,
работающего с низким коэффициентом загрузки” предложена методи-
ка оценки путевого расхода топлива автомобилем с дизелем, регули-
руемым изменением рабочего объема при низких нагрузках. Существо
методики заключается в следующем. При известной мощности, необ-
ходимой автомобилю для движения с данной постоянной скоростью,
определяют соответствующие мощности полноразмерного дизеля, а
также полные и удельные работы двигателя с отключаемыми цилин-
драми. Эти зависимости наносят на универсальную характеристику и
по параметрическим кривым удельных расходов определяют соответ-
ствующие удельные расходы топлива. При известной скорости автомо-
биля вычисляют и строят характеристики часовых и путевых расходов
топлива. В результате могут быть получены рекомендации по законам
“включения-выключения” цилиндров в целях получения максималь-
ной экономичности. Расчетно-экспериментальный анализ показал, на-
пример, что при нагрузке полноразмерного дизеля типа ЯМЗ-238 по-
рядка 10%, отключая цилиндры до двух активных, можно снизить на
40. . . 50% расход топлива. При нагрузках порядка 40. . . 50% экономия
топлива может составить около 7%, причем при работе на четырех ак-
тивных цилиндрах.
В докладе Н.Н. Патрахальцева, Э.А. Савастенко, Д.С. Скрипника
(РУДН) “Возможности повышения экономичности режимов малых на-
грузок бензинового двигателя методом отключения цилиндров” пред-
ставлены результаты расчета изменения расходов топлива двигате-
лем при отключении разного числа цилиндров при разных уровнях
малых нагрузок с использованием многопараметровых характерис-
тик
V
-образного восьмицилиндрового бензинового двигателя “Пор-
ше 928”. Проведено сравнение с опубликованными эксперименталь-
ными характеристиками полноразмерного двигателя и при выключе-
нии четырех цилиндров при работе с малой нагрузкой. Отмечено, что
если расчетная методика показывает повышение на 20% экономично-
сти на данном режиме, то эксперимент — 12%. Расчетный ожидаемый
выигрыш в расходе топлива составлял 30%, а по результатам экспери-
мента — 23%. В целом расчетная методика постоянно дает завышен-
ные примерно на 8. . . 10% результаты по сравнению с экспериментом.
132 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5