(САР и САУ). Они позволяют обеспечить согласование характеристик
разнородных элементов и систем комбинированных тепловых двигате-
лей, в частности двигателей внутреннего сгорания (ДВС), оптимизиро-
вать их совместную работу. Совершенствование САР и САУ позволяет
удовлетворить все возрастающие требования к мощностным и дина-
мическим показателям теплоэнергетических установок, показателям
их топливной экономичности и экологическим характеристикам – вы-
бросам вредных веществ с отработавшими газами (ОГ). Это обеспечи-
вается за счет управления целой совокупностью параметров, характе-
ризующих работу комбинированной теплоэнергетической установки.
Как правило, современные САР и САУ построены на базе микропро-
цессорной техники, что обеспечивает гибкое адаптивное управление
указанными параметрами.
Председательствующий на очередном заседании постоянно дей-
ствующей Всероссийской научно-технической конференции имени
профессора В.И. Крутова д-р техн. наук, профессор В.А. Марков
(МГТУ им. Н.Э. Баумана) в своем выступлении отметил, что заседания
Всероссийской научно-технической конференции по автоматическо-
му управлению и регулированию теплоэнергетических установок
регулярно проводятся на протяжении уже 45 лет (первое заседание
состоялось в 1970 г.). Отмечено значительное расширение тематики
конференции за прошедший период. В настоящее время на заседа-
ниях рассматривается широкий круг проблем в области САР и САУ
различных тепловых двигателей, их топливоподающей аппаратуры,
рабочего процесса двигателей, адаптации двигателей к работе на раз-
личных альтернативных топливах, включая газообразные топлива, в
ряде других областей двигателестроения.
В докладе А.Г. Кузнецова, С.В. Харитонова, Д.С. Ворнычева (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) “Концепция разработки системы комплексного ада-
птивного управления дизельными двигателями” отмечено, что задача-
ми систем управления дизелями становится не просто регулирование,
а комплексная автоматизация и оптимизация режимов работы двига-
теля и энергетической установки в целом по выбранным критериям.
Система управления осуществляет воздействие на параметры рабо-
чего процесса, определяющие важнейшие топливно-экономические
и экологические показатели двигателя. Среди этих параметров —
цикловая подача топлива, угол опережения впрыскивания топлива
(УОВТ), характеристика впрыскивания системы топливоподачи, да-
вление наддува, температура и давление ОГ, расход газов через тур-
бину, положение регулирующих органов системы воздухоснабжения,
количество перепускаемых газов в системе рециркуляции ОГ, темпе-
ратура охлаждающей жидкости и др. Рассмотрены свойства комплекс-
ности, адаптивности, иерархической структуры, которыми должна
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 129