Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

для работы на установившемся режиме:

W

ном

= (

M

дв

)

ном

(

ω

дв

)

ном

.

При изменении нагрузки машины происходит отклонение от вы-

бранного расчетного экономичного режима работы, приводящее, как

правило, к увеличению расхода энергии МА. Экономичность снижа-

ется меньше, если отклонение от расчетного режима работы проис-

ходит по направлению градиента изменения критерия экономичности,

определяющего экономическую характеристику МА. Поэтому, оцени-

вая наиболее вероятные режимы работы МА, можно совместить их

с областью экономичной работы, например путем изменения пере-

даточного отношения передаточного механизма. Для этой цели в МА

применяются автоматические устройства, например объединенный ре-

гулятор скорости и нагрузки дизель-электрического агрегата тепловоза

и т.п. [4].

Таким образом, повышение экономичности расхода энергии на

установившихся режимах возможно за счет выбора оптимальной но-

минальной установленной мощности ДВС, т.е. за счет приближения

установившегося режима работы к режиму минимального удельного

расхода энергии (точка

С

, см. рис. 2) [5].

Параметрическая модель экономичности МА с ДВС (см. рис. 2)

представляет собой связь между параметрами режима работы с по-

казателями экономичности расхода энергии, например, зависимости

крутящего момента ДВС от скоростного режима

М

(

ω

)

при постоян-

ном значении удельного расхода топлива. Построение экономической

характеристики ДВС осуществляется в этих координатах по данным

экспериментальных исследований (кривая

1

, см. рис. 2) [6]. Управле-

ние ДВС при эксплуатации по экономической характеристике может

служить значительным резервом повышения экономичности машины

на переходных режимах, но конструкция и алгоритм действия системы

управления ДВС по экономичности до сих пор не разработаны [7].

В качестве математического выражения критерия экономичности

машины при разработке алгоритма действия системы управления ДВС

может быть принято отклонение параметров переходного режима от

точки минимального расхода топлива (точка

С

, см. рис. 2), которое

должно минимизироваться системой управления ДВС. Для вывода ал-

горитма управления работы ДВС по критерию экономичности расхода

энергии может быть использован следующий принцип. В основу его

положена минимизация отклонения

r

min

переходного режима от наи-

более экономичного режима работы ДВС (см. рис. 2) с координатами

точки

С

(

М

эк

, ω

эк

), как показано на рис. 3.

Это отклонение может быть представлено переменным радиусом

окружности с центром в точке

С

минимального удельного расхода топ-

лива, проведенной через точку ее пересечения с линией постоянного

112 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 5