Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Рис. 1. Зависимости КПД абсолют-

ного часового

G

=

f

(Π)

и удель-

ного

g

=

f

(Π)

расходов энергии от

производительности машины

Особую сложность представляет про-

ектирование машин с дизельным дви-

гателем, оборудованным системой ав-

томатического регулирования скоро-

сти (САРС), так как двигатель это-

го типа может развивать одинаковую

мощность при различных сочетаниях

скоростного и нагрузочного режимов.

В связи с этим для снижения расхо-

да топлива на переходных режимах

в условиях эксплуатации необходи-

мо использовать математическую мо-

дель алгоритма управления двигате-

лем внутреннего сгорания (ДВС) по

экономической характеристике.

Экономичность расхода энергии

машины часто оценивается критери-

ем в удельных единицах

g

=

G

Π

,

где П — производительность машины (выработка продукции в единицу

времени);

G

=

f

(

П

)

— часовой расход энергии.

При нулевой производительности П = 0 удельный расход энергии

бесконечно велик у машин любого типа, что делает эту оценку не-

удобной для инженерных расчетов (рис. 1). Поэтому ее часто заменя-

ют оценкой КПД. Например, для ДВС [1] эффективный КПД можно

рассчитать по формуле

η

=

3600

Q

н

g

e

,

где

g

e

=

G

W

e

— удельный расход топлива ДВС, который показывает,

какое количество топлива расходует ДВС на единицу эффективной

мощности

W

e

в течение часа;

Q

н

— низшая теплота сгорания топлива.

Зависимость удельного расхода энергии

g

=

f

(Π)

получается пе-

рестроением зависимости абсолютного расхода

G

=

f

(Π)

. Она имеет

минимум при оптимальной производительности

Π

опт

, которая может

быть получена как абcцисса точки касания прямой, проведенной из

начала координат, к кривой

G

=

f

(Π)

[2].

Характер изменения

g

=

f

(Π)

объясняется тем, что увеличение

удельного расхода энергии левее минимума

g

=

f

(Π)

происходит за

счет непропорционального увеличения удельных потерь энергии на

трение, а увеличение удельного расхода энергии правее оптимальной

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 107