Анализ путей интеллектуализации алгоритмического обеспечения нечеткого управления движением дистанционно пилотируемых летательных аппаратов - page 4

от управляемого объекта. При этом обеспечение и поддержание тре-
буемой ориентации ДПЛА должно обеспечиваться автоматически.
Единственной возможностью дистанционного управления тра-
екторным движением аппарата применительно к рассмотренному
составу бортовой аппаратуры является формирование команд упра-
вления оператором по наблюденному ТВ-изображению. В комплексе
“Строй-П” был реализован режим ручного управления ДПЛА “Пче-
ла”, при котором команды оператора, наблюдающего ТВ-изображение
местности, подаются непосредственно на рули ДПЛА. Известно, что
на начальных этапах испытаний аппарата все попытки воспользовать-
ся этим режимом оказались неудачными.
На ДПЛА “Пойнтер” (США) указанный режим, по сообщениям
средств массовой информации, был реализован достаточно надежно.
Однако многое зависит от состояния внешней среды.
Даже для такого вполне современного ДПЛА, как “Нетопырь 3”
(США), вводятся ограничения по погодным условиям его примене-
ния (скорость ветра не более 25 узлов (13 м/c) и умеренные осад-
ки). Отметим, что качество получения изображения зависит не толь-
ко от постоянного ветрового нагружения, но в еще большей степени
от турбулентности атмосферы, идентифицировать параметры состоя-
ния которой на расстоянии от пункта управления в несколько десят-
ков километров, тем более в реальном масштабе времени (в темпе
полета) практически невозможно. Тем не менее, задача обеспечения
инвариантности получения устойчивого изображения цели к внеш-
ним возмущениям, испытываемым ДПЛА в полете, относится к числу
приоритетных. Путей решения такой задачи в принципе существует
несколько. Некоторые из них уже получили свое отражение в выпол-
ненных исследованиях, в том числе в работах [2–5]. При этом речь
может идти о совершенствовании как собственно информационных
систем (комплексирование, использование гиростабилизаторов, при-
менение методов оптимальной фильтрации (оценивания) и т.д.), так и
СУ ДПЛА (синтез систем активной адаптации, систем искусственно-
го интеллекта, в том числе с использованием нейронных сетей, обла-
дающих адаптивными свойствами либо удовлетворяющих условиям
требуемой грубости и стабильной сходимости процессов (гибридные
структуры с нечеткими и традиционными алгоритмами и т.д.)).
Анализ путей выбора наиболее рационального подхода к решению
соответствующих задач даже на уровне концептуальных обсуждений
проблемы может оказаться достаточно полезным с точки зрения пер-
спектив создания ДПЛА нового поколения.
Оценка возмущений, испытываемых ДПЛА в полете.
Основ-
ным видом возмущений, испытываемых ДПЛА в полете, оказываю-
щим существенное влияние на динамику его движения и качество изо-
бражения, получаемого с помощью расположенных на борту систем,
6 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 1
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,...14
Powered by FlippingBook