Особую привлекательность и актуальность производство ДПЛА
получило с момента принятия концепции использования сетевых ин-
формационных технологий при планировании боевых операций неза-
висимо от их интенсивности и территориального масштаба [1]. Сете-
центрические принципы информационного обеспечения, при которых
автономная тактическая боевая единица рассматривается как объект
в сетевом обмене информации (узел сети), не могут быть реализо-
ваны на практике без получения соответствующей достоверной ин-
формации на основе применения средств воздушной и космической
разведок, о чем, в частности, свидетельствовало широкое примене-
ние воинским контингентом ДПЛА “Пойнтер” фирмы Aero Vironment
(США) при проведении операции “Буря в пустыне”. Если учесть, что
ДПЛА оказались незаменимым средством информационной поддерж-
ки действий различных подразделений в экстремальных условиях, ха-
рактерных для разного рода чрезвычайных ситуаций, практически все
страны мира сочли необходимым вложиться в создание разработок
собственных ДПЛА.
Среди наиболее известных конструкций ДПЛА могут быть отмече-
ны: российские (помимо уже названного аппарата “Пчела-1”) ГрАНТ,
“Отшельник”, ДПЛА комплексов “Типчак”, “Мушкатель”, “Элерон” и
др.; американские ДПЛА комплексов “Пойнтер”, “Нетопырь 3”, ли-
нейка комплексов тактических ДПЛА “Тень”-200, 400, 600 и др.; из-
раильский ДПЛА “Орбитер”; линейка китайских ДПЛА корпорации
“Кайтик” ASN-7, 15, 105B, 207 и др.
Об уровне достигнутого прогресса в области ДПЛА в наиболее тех-
нически развитых странах мира можно судить хотя бы на основании
следующих характеристик российских ДПЛА различных поколений,
объединенных общим назначением (наблюдение поля боя в тактиче-
ской глубине, обзор состояния территорий):
— ДПЛА “Пчела-1” (1990 г.), масса 140 кг, старт за счет двух поро-
ховых ускорителей, размещение на десантном бронетранспортере;
— ДПЛА ГрАНТ (2001 г.), масса 20 кг, старт за счет энергии опус-
кающегося груза, размещение на двух автомобилях типа УАЗ;
— ДПЛА БРАТ (2003 г.) (ближний разведчик аэродинамический те-
левизионный), масса 2,8 кг, старт — запуск “c руки”, транспортно-
пусковая установка не требуется.
По утверждениям известных российских специалистов Э.П. Лука-
шевой и Н.В. Читякова, уже сегодня промышленность развитых стран
мира готова полностью отказаться от традиционных ДПЛА тактиче-
ского уровня за счет создания мини-ДПЛА, стартовая масса которых
не будет превышать 4 кг.
Предпосылками появления мини-ДПЛА послужили: создание од-
нокристальных микроЭВМ высокого быстродействия; микроминиа-
тюризация приборного оснащения; разработка миниатюрных матриц
4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 1