во внимание (8), из условия равенства абсолютных значений этих сла-
гаемых находим, что влияние токовой неустойчивости должно заметно
проявляться при силе тока, сопоставимой с ее критическим значением
J
кр
= 2
πR
p
2
σ
Y
/μ
0
. Нетрудно установить, что при критическом то-
ке обеспечивается равенство магнитного давления пределу текучести
материала стержня.
Особенности проявления МГД-неустойчивости и ее влияния на
процесс растяжения КС исследовались в рамках сформулированной
модели на основе подхода, предложенного в работе [19] по отношению
к естественным образом деформирующейся КС и заключающегося в
определении эволюции изначально задаваемых малых поверхностных
возмущений на струе. Задача решалась численно с использованием
конечно-разностного метода, представленного в [20]. В качестве мате-
риала высокоградиентного стержня рассматривалась медь.
Путем численных расчетов было установлено, что ЭДВ может не
только ускорить развитие естественной пластической неустойчивости
КС, приводя к ее ускоренному распаду на отдельные элементы, но и
при достаточной интенсивности способно привести к явлению “дис-
кообразования”, при котором элементы струи становятся плоскими,
сжимаясь в осевом направлении (рис. 4). Следствием дискообразо-
вания является существенное сокращение эффективной длины КС.
Следует отметить, что в процессе развития МГД-неустойчивости про-
исходит резкое возрастание плотности тока в областях перетяжек на
Рис. 4. Расчетное изменение формы участка кумулятивной струи и распределе-
ния осевой скорости деформирования по его длине:
а
— при удлинении в естественных условиях;
б
— при пропускании импульса тока
силой 400 кА в течение 5 мкс
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 3 87