1,5МПа и температуре 700 К. При увеличении коэффициента остаточных га-
зов
γ
ост
от 0 до 0,5 и исключении влияния инертных компонентов на услов-
ную продолжительность реакции окисления ДМЭ максимальные значения
скорости сгорания и моменты их достижения изменялись незначительно.
Учет влияния инертных компонентов производился с помощью коэффици-
ента реакционной активности кислорода
K
1
, начальное значение которого
уменьшалось от 0,765 (при
γ
ост
= 0
) до 0,496 (при
γ
ост
= 0
,
5
), т.е. в 1,54 раза.
В процессе сгорания происходило дополнительное снижение коэффициента
K
1
от 1,5 до 5 раз. В результате выявлено существенное замедление процес-
са сгорания: расчетная максимальная скорость сгорания уменьшилась в 1,59
раза (при
γ
ост
= 0
) и в 4,22 раза (при
γ
ост
= 0
,
5
) по сравнению с расчетами
при
K
1
= 1
, а время ее достижения увеличилось в 1,37 раза (при
γ
ост
= 0
) и
в 2,56 раза (при
γ
ост
= 0
,
5
). Это замедление вызвано увеличением в 1,5–2,5
раза условной продолжительности окисления активных молекул ДМЭ в фазе
активного сгорания. В то же время количество активных молекул ДМЭ при
учете влияния инертных компонентов уменьшалось незначительно. Таким
образом, применение коэффициента реакционной активности кислорода
K
1
позволяет адекватно моделировать показатели процесса сгорания при бал-
ластировке окислителя инертными компонентами.
Доклад А.Ю. Дунина и А.А. Езжева (МАДГТУ “МАДИ”) посвящен ана-
лизу влияния массового состава биотоплива на показатели рабочего про-
цесса дизеля. В Проблемной лаборатории транспортных двигателей МАДИ
ведутся исследования по поиску способов повышения эффективности ра-
боты дизелей, питаемых биотопливами при обеспечении заданного уровня
мощностных и экологических показателей. Представлены результаты оцен-
ки совместного влияния массового состава биотоплива и угла опережения
впрыскивания топлива (УОВТ) на рабочие показатели дизеля 2 Ч 10,5/12.
В качестве топлив применялись дизельное топливо, метиловый эфир рапсо-
вого масла и смеси топлив различных массовых составов: 80% дизельного
топлива (ДТ) и 20% рапсового масла (РМ); 20% ДТ и 80% РМ; 67% РМ и
33% этанола. Испытания проведены при частоте вращения коленчатого ва-
ла 1500 мин
−
1
и установочных УОВТ, равных 13, 25, 32 градусов поворота
коленчатого вала до верхней мертвой точки (град. п.к.в. до ВМТ). Пока-
зана возможность совместного улучшения экономических и экологических
показателей дизеля на заданном режиме подбором состава биотоплива и
установочного УОВТ.
Н.В. Гулиа, В.Г. Клоков, О.В. Ткаченко (МГИУ) представили доклад “Га-
зодизель с внутренним смесеобразованием, работающий на сжиженном
пропан-бутане”. Использование сжиженного нефтяного газа в качестве топ-
лива для дизелей обосновано как экономическими, так и экологическими
факторами. В большинстве известных решений газ используется в паровой
фазе при внешнем смесеобразовании, а дизельное топливо выполняет роль
запального. Организация такого процесса достаточно сложна конструктивно,
особенно при попытках модернизационного решения. Применение смесе-
вого газо-дизельного топлива сложно как в части организации подготовки
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 1 119