Отмечено, что эффективным средством совершенствования этих процессов
является управление параметрами двигателя, в первую очередь — параме-
трами топливоподачи. Представлены результаты экспериментальных иссле-
дований двигателей при использовании альтернативных топлив. Проведено
сравнение мощностных, экономических и экологических показателей дви-
гателей, работающих на нефтяных и альтернативных топливах. Приведены
примеры широкого использования различных альтернативных топлив в ряде
развитых зарубежных стран, в которых альтернативные топлива производят-
ся в промышленных масштабах и применяются в транспортных средствах и
сельскохозяйственной технике.
Н.А. Иващенко, А.Г. Кузнецов, А.С. Кулешов, С.В. Харитонов (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) выступили с докладом “Составление математической мо-
дели дизеля методом реконструкции параметров рабочего процесса”. Отме-
чено, что при создании математических моделей комбинированных двигате-
лей первостепенную роль играет вопрос получения исходной информации.
Для описания динамических режимов работы требуются характеристики
двигателя, которые не могут быть получены при обычных стендовых ис-
пытаниях. Получение необходимых для создания модели материалов может
осуществляться методом реконструкции исходных данных путем расчета
характеристик двигателя с помощью компьютерных программ, моделирую-
щих рабочий процесс комбинированного двигателя. Приведены результаты
реконструкции исходных данных с использованием программного комплек-
са “ДИЗЕЛЬ-РК” при создании математической модели дизеля LIEBHERR
8VD508, который планируется использовать как источник энергии для транс-
портной установки. Результаты моделирования показали хорошее совпаде-
ние результатов моделирования динамических режимов дизеля с экспе-
риментальными данными, что подтвердило правомочность использования
предложенного метода реконструкции исходных данных при создании мате-
матических динамических моделей комбинированных двигателей.
В докладе А.Г. Кузнецова, С.В. Харитонова, А.А. Латочкина (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) “Моделирование процессов управления транспортной
установкой с электрической трансмиссией” представлена математическая
динамическая модель дизеля LIEBHERR 8VD508 в составе энергетического
агрегата транспортной установки с электрической трансмиссией, включа-
ющей тяговые генератор и электродвигатели. Комбинированный двигатель
рассматривается как совокупность основных элементов: поршневой части,
турбокомпрессора и др. Для разработанной математической модели соста-
влена компьютерная программа в вычислительной среде MATLAB/Simulink.
Приведены результаты моделирования переходных процессов изменения
основных параметров дизеля, приводящего в действие тяговый генератор,
при изменении нагрузки на тяговый генератор и настройки частоты враще-
ния вала дизеля. Сравнение результатов моделирования с эксперименталь-
ными переходными процессами показало, что разработанная математическая
модель дизеля адекватно описывает статические и динамические режимы
112 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 1