по сравнению с другими смесевыми топливами. В этом случае выброс ок-
сидов азота снизился на 7,6%, выброс монооксида углерода увеличился на
7,1%, выброс углеводородов возрос на 4,3%, эффективный КПД снизился
на 0,6%.
В.Н. Тимофеев (Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова) выступил
с докладом “Утилизация теплоты отработавших газов в судовых дизелях”.
Отмечено, что в главных судовых дизелях в механическую энергию превра-
щается менее 50% теплоты сгорания топлива. Утилизация теплоты — наи-
более действенный метод повышения эффективности теплоиспользования в
судовых энергетических установках (СЭУ). Для речного флота необходимы
новые методы глубокой утилизации, обеспечивающие потребности в элек-
троэнергии, паре и горячей воде при относительно невысоком уровне слож-
ности установки и простоте ее обслуживания. Одним из решений данной
задачи является использование термоэлектрического генератора (ТЭГ) на
основе энергии теплоты ОГ судовых дизелей. Разработан ТЭГ для судового
дизеля, который содержит устройство поддержания заданной разности тем-
ператур на спаях термоэлектрических модулей (ТЭГМ) и конструкцию для
получения требуемого контакта ТЭГМ с поверхностью выхлопной трубы, а
также аккумуляторы. В этом случае предусмотрена возможность примене-
ния накопленной электроэнергии на стоянках. ТЭГ привлекает отсутствием
подвижных частей, полной автоматизацией, простотой монтажа и обслу-
живания, бесшумностью, большим сроком службы. Недостатком ТЭГ явля-
ется сравнительно низкий КПД преобразования энергии (3. . . 5%). Однако
этот метод преобразования энергии в настоящее время получает все более
широкое распространение в энергетических установках, благодаря успехам
технологии изготовления новых термоэлектрических материалов. В настоя-
щее время РОСНАНО организует производство термоэлектрических систем
(ТЭС) нового поколения для охлаждения и генерации электричества на осно-
ве прорывной российской технологии
CERATOM
. Реализация проекта позво-
лит вывести на рынок термоэлектричества принципиально новый продукт,
лишенный недостатков керамических термоэлектрических систем, что по-
зволит существенно расширить потенциальные области применения, в том
числе — в судовых ТЭГ. Другим способом утилизации теплоты ОГ являет-
ся использование на судне абсорбционной бромистолитиевой холодильной
машины. Холод, полученный за счет теплоты ОГ, может быть использован
для охлаждения рабочих систем главного судового дизеля и других потре-
бителей. Система имеет ряд преимуществ: отсутствие движущихся частей;
бесшумность работы; возможность работы машины за счет утилизации те-
плоты дизеля; экономия топливно-энергетических ресурсов, при этом энер-
гия расходуется только на работу насосов. Эти устройства могут эффективно
работать только при установке регулятора, в частности, регулятора с твердым
наполнителем и термоэлектрическим модулем, использование которых по-
зволяет увеличить быстродействие регулятора. Это необходимо, например, в
устройстве для обеспечения наддувочного воздуха требуемой температурой
при переменных нагрузках на дизель.
124 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 1