входными координатами являются перемещение регулирующего органа, из-
меняющего количество воды, поступающей во второй контур радиатора, и
изменение количества теплоты, отдаваемой двигателем охлаждающей во-
де. При моделировании САР рассмотрен дизель без наддува типа Д-240
(4 Ч 11/12,5), работающий в составе дизель-генераторной установки (ДГУ).
Элементы рассматриваемой комплексной САР (дизель как регулируемый
объект, электронные регуляторы частоты вращения и температуры охлажда-
ющей жидкости) описаны линейными дифференциальными уравнениями с
постоянными коэффициентами. Для определения параметров САР прове-
дены расчетные исследования с использованием программного комплекса
“Моделирование в технических устройствах”, разработанного под руковод-
ством канд. техн. наук, доцента О.С. Козлова. При расчетах исследованы
переходные процессы наброса нагрузки на дизель ДГУ. Результаты расчетов
канала регулирования частоты вращения коленчатого вала свидетельствуют
о том, что исходная САР с чисто пропорциональным регулятором обес-
печивает степень неравномерности (наклон) регуляторной характеристики
δ
= 7
%. При этом провал частоты вращения в переходном процессе наброса
полной нагрузки составил 7,2%. Наилучшее качество процесса регули-
рования достигается при коэффициенте усиления регулятора по нагрузке
k
н
= 0
,
79
. В этом случае обеспечивается нулевая степень неравномерно-
сти регуляторной характеристики (
δ
= 0
) и реализуется астатическая САР.
При этом провал частоты вращения в переходном процессе наброса полной
нагрузки дизеля типа Д-240 составил
Δ
ω
д
= 2
,
2
%, а продолжительность
переходного процесса
t
п
— около 0,3 с. Эти показатели качества процесса
регулирования значительно лучше аналогичных показателей, допустимых
для САР первого класса точности. Результаты расчетных исследований кон-
тура регулирования температуры охлаждающей жидкости показывают, что
в связи с большей инерционностью этого контура переходные процессы в
нем отличаются отсутствием провалов (забросов) регулируемого параметра.
При коэффициенте усиления регулятора по нагрузке
k
н
= 0
,
99
практически
обеспечивается инвариантность подсистемы регулирования температуры
охлаждающей жидкости, т.е ее независимость от внешнего воздействия.
В этом случае статическое изменение температуры охлаждающей жидко-
сти (степень неравномерности регуляторной характеристики
δ
)
дизеля типа
Д-240 практически равно нулю. Проведенный комплекс расчетных иссле-
дований подтвердил возможность построения комплексной астатической
системы автоматического регулирования частоты вращения и температу-
ры охлаждающей жидкости путем введения импульса по нагрузке в закон
регулирования двух указанных параметров.
П.В. Вальехо Мальдонадо, С.В. Гусаков, С.Н. Девянин, В.А. Марков,
Е.Г. Пономарев, В.В. Бирюков (Московский государственный машиностро-
ительный университет (МАМИ), РУДН, МГАУ им. В.П. Горячкина, МГТУ
им. Н.Э. Баумана, ППП “Агродизель”) выступили с докладом “Исследование
самовоспламенения биотоплив в ДВС”. Отмечено, что для эффективного
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 1 121