Д.А. Попов (МГАВТ) представил доклад “Опрокидывающий момент су-
дового дизеля при резонансе крутильных колебаний судового валопровода”.
При работе двигателя на критических частотах коленчатого вала резонирую-
щая главная гармоника крутильных колебаний оказывает влияние на работу
кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и, следовательно, на опрокидыва-
ющий момент. Это влияние можно оценить по диаграмме сил, действующих
в одноцилиндровом отсеке двигателя. Амплитуда колебаний в одном рабочем
цикле (в процессе газообмена) должна понижаться, так как энергия от газо-
вых сил, затраченная на рабочем такте на развитие колебаний, частично рас-
ходуется на дополнительную нагрузку шатуна. Поэтому опрокидывающий
момент от крутильных колебаний дополнительно воздействует на опроки-
дывающий момент от суммарных газовых и инерционных сил. Проведенные
расчеты показали, в какой мере крутильные колебания валопровода оказы-
вают влияние на опрокидывающий момент. В связи со спецификой работы
КШМ возможно влияние резонансных крутильных колебаний на колебания
двигателя от опрокидывающего момента с низшими частотами. На кафедре
“Судовые энергетические установки и автоматика” МГАВТ измерены ви-
брации дизель-генератора ДГР-100/750 с дизелем 6 Ч 18/22. Двигатель уста-
новлен на общую с генератором раму, покоящуюся на амортизаторах типа
АКСС. Анализ вибраций производился посредством виброанализатора ВИ-
БРАН 3.0. От датчиков виброскорости, расположенных на лапах в передней
части дизеля, аналоговый электрический сигнал поступает в электронный
блок виброанализатора. В электронном блоке производится запись и после-
дующая обработка сигналов. Порядковый анализ показал, что при резонансе
крутильных колебаний возрастает виброактивность двигателя. Так, при резо-
нансе девятой гармоники крутильных колебаний одноузловой формы наблю-
дается увеличение амплитуд третьей и шестой гармоник опрокидывающего
момента.
А.В. Микитенко и М.И. Шленов (ЗАО “Легион-Автодата”, г. Москва)
выступили с докладом “Тенденции развития диагностики автомобилей.
Онлайн диагностика
MotorData
. Представлена интерактивная справочно-
информационная система по диагностике и ремонту автомобилей. Проведен
обзор основных элементов и модулей системы диагностики и дано описание
способов и результатов проверок реле, датчиков, выключателей, клапанов
и форсунок. Система осуществляет быстрые переходы между связанными
модулями. Дано подробное пошаговое описание процедур инициализаций,
действий после замены электронных блоков, отсоединения аккумулятор-
ных батарей, проверок давления масла, частоты вращения коленчатого вала
и других процедур. Система осуществляет считывание текущих данных
по более чем 150 параметрам двигателя и автомобиля. Приведена расши-
фровка кодов неисправностей, включая возможные причины и условия их
появления, а также описание характерных неисправностей и способов их
устранения. Система диагностики обеспечивает быстрый поиск по коду
неисправности. Система диагностики позволяет осуществить подключение
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 1 125