В докладе Е.В. Бебенина (Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова) “Результа-
ты эксплуатационных испытаний сельскохозяйственных тракторов с дизеля-
ми, работающими по газодизельному циклу” отмечено, что в настоящее вре-
мя природный газ рассматривается как экологически чистый вид моторного
топлива. Проведены эксплуатационные испытания трех тракторов К-700А с
дизелями 8 ЧН 13/14, оснащенными газовым оборудованием СЭРГ-500 про-
изводства ООО “ППП Дизельавтоматика”, и одного трактора, на котором
установлена система эжекционного впрыска газового топлива, разработан-
ная в Саратовском ГАУ им. Н.И. Вавилова. Испытания показали, что двига-
тель с системой распределенной подачи газообразного топлива, работающей
по газодизельному циклу, способен развивать такую же мощность, как и при
работе по дизельному циклу. Проведенные эксплуатационные исследования
тракторных агрегатов подтвердили зависимость расхода топлива, мощност-
ных показателей и дымности ОГ от способа подачи газообразного топлива.
Использование системы распределенной подачи газообразного топлива по
эжекционному принципу позволяет снизить запальную дозу дизельного топ-
лива до 18%, неравномерность подачи топлива по цилиндрам — до 5%.
С.С. Клеников (филиал ГОУ “МГИУ”, г. Сергиев Посад) выступил с до-
кладом “Волновые шаговые двигатели и волновые двигатели внутреннего
сгорания”. Волновые шаговые двигатели (ВШД) предназначены для пре-
образования с помощью волнового зацепления энергии находящихся под
давлением газа или жидкости, в энергию вращательного движения выход-
ного вала. В модифицированном варианте при дополнительном устройстве
отдельно или под подвижными поршнями-толкателями камер сгорания и си-
стем подачи топлива, зажигания и охлаждения ВШД становится волновым
двигателем внутреннего сгорания (ВДВС). Такой двигатель дополнительно
преобразует энергию сжатого газа и энергию сгораемого в камерах топли-
ва в энергию вращательного движения выходного вала. Выполняя функции
традиционных ДВС волновой двигатель отличается тем, что в нем для пре-
образования тепловой энергии и энергии сжатого воздуха в механическую
энергию выходного вала вместо рычажного КШМ используется волновой
механизм в виде двухволнового или одноволнового ВШД с зубьями цикло-
идальной формы волнового зацепления и повышающего мультипликатора.
Замена динамически не сбалансированных КШМ, центр масс которых дви-
жется по эллиптической траектории, динамически самоуравновешенными
ВШД, центр масс которых все время остается на оси вращения, при прочих
равных условиях позволяет: из-за использования более выигрышной силовой
схемы и резкого уменьшения (в 10 и более раз) площадей взаимно сколь-
зящих деталей прижатых меньшими усилиями (поршень, цилиндр и т.п.)
— повысить КПД ВДВС, снизить габаритные размеры и массу двигателя
в 2–2,5 раза и более; использовать для производства деталей самоуравно-
вешенных ВШД (кроме гибкого колеса) менее прочные и более дешевые
материалы, в том числе пластмассы и керамику; снизить более чем в 2 раза
объем необходимых смазочных средств. Поскольку ВШД сами являются ва-
риаторами из-за возможного реверса и плавного изменения угловой скорости
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 1 127