вается либо стехиометрическим, либо обедненным до коэффициента избыт-
ка воздуха
α
= 1
,
5
. При питании двигателя природным газом в сочета-
нии с трехкомпонентным катализатором возможно выполнение требований
стандарта
EURO
-6. В газодизельной системе применяется распределенный
впрыск природного газа или биометана во впускную систему и сохраняется
штатная система
Common Rail
. Воспламенение рабочей смеси происходит за
счет запальной дозы дизельного топлива от сжатия. В этом режиме замеще-
ние дизельного топлива газом составляет до 90%. Компьютерное управле-
ние подачей дизельного топлива и газа осуществляется двумя отдельными
контроллерами. При необходимости можно перейти на работу на одном ди-
зельном топливе. В обеих системах компоненты и программное обеспечение
совместимы с природным газом и биометаном и отвечают современным
требованиям к организации процесса сгорания с малым образованием ток-
сических компонентов. Это позволяет использовать их на современных ДВС
с компьютерными системами управления фирмы
Bosch
.
В докладе В.Г. Камалтдинова, Г.Д. Драгунова, С.С. Никифорова (ЮУрГУ,
г. Челябинск) “Теоретическая оценка возможности повышения скорости сго-
рания бедных газовых смесей увеличением объема и энергии зажигания”
представлены результаты расчетных исследований скорости сгорания гомо-
генных воздушных смесей метана, пропана и диметилового эфира (ДМЭ) в
камере сгорания постоянного объема при плазменно-факельном зажигании с
удельной объемной энергией плазменного факела
q
пл.ф
от 0,5 до 3,5 Дж/см
3
,
начальном давлении 0,1МПа и температуре 300. . . 800 K. Увеличение
q
пл.ф
приводит к повышению температуры смеси в объеме, охваченном плазмен-
ным факелом, на 500. . . 2900 K, в результате чего увеличивается скорость
сгорания топлива во фронте пламени. Однако рост толщины фронта пла-
мени для нормальных воздушных смесей ДМЭ начинается при
q
пл.ф
более
1,2 Дж/см
3
, пропана — более 1,9 Дж/см
3
, метана — более 2,2 Дж/см
3
. При
постоянной
q
пл.ф
и повышении начальной температуры смесей в диапазоне
от 300 до 800 K увеличение степени подогрева фронта пламени способству-
ет ускорению его развития. При повышении коэффициента избытка воздуха
гомогенных смесей от 1 до 5 единиц степень подогрева фронта пламени
увеличивается незначительно, поэтому для ускорения его развития требует-
ся изменить
q
пл.ф
более чем в 1,4 раза. Увеличение объема первоначального
плазменного факела приводит к соответствующему росту толщины фрон-
та пламени и скорости его движения. Таким образом, увеличение энергии
и объема плазменного факела ускоряет развитие первоначального очага и
сгорание бедных газовых смесей.
Доклад В.Г. Камалтдинова, Г.Д. Драгунова, В.А. Маркова (ЮУрГУ, г. Че-
лябинск, МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Влияние инертных компонентов горючей
смеси на показатели процесса сгорания диметилового эфира” посвящен рас-
четным исследованиям процессов самовоспламенения и сгорания гомоген-
ной газовоздушной смеси при использовании в качестве топлива ДМЭ.
Рассмотрена камера сгорания постоянного объема при начальном давлении
118 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 1