В докладе Е.Ф. Позднякова и В.А. Маркова (ОАО “Форант-Сервис”,
г. Ногинск, МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Метод улучшения качества процесса
регулирования частоты вращения дизельного двигателя в составе дизель-
генератора” рассмотрены особенности структуры электронной системы
автоматического регулирования (САР) частоты вращения вала дизель-
электрического агрегата АД-60 с дизельным двигателем типа Д-245.9.
Двигатель оснащен топливным насосом высокого давления (ТНВД) типа
4УТНИ-1111010, на дозирующую рейку которого воздействует поворот-
ный исполнительный механизм (электромагнит) ЭМП01-30, управляемый от
электронного блока управления производства ОАО “Форант-Сервис”. Систе-
ма содержит датчик положения исполнительного механизма. Отличительной
особенностью представленной САР является охват местной обратной свя-
зью ЭМП дозирующей рейки. Проведены испытания дизель-электрического
агрегата АД-60 с дизельным двигателем типа Д-245.9. Точность поддер-
жания частоты вращения на установившемся режиме с полной нагруз-
кой 50 кВт (нестабильность частоты вращения) составила 0,1%. Степень
неравномерности (наклон) регуляторной характеристики двигателя равна
1%. Провал и заброс частоты генератора (50 Гц) при набросе и сбросе
полной нагрузки (50 кВт) составили не более
±
0,25 Гц (
±
0,5% заданного
значения). Длительность переходных процессов наброса и сброса полной
нагрузки не превышала 0,1 с. Точность поддержания частоты генератора на
режимах с неполной нагрузкой (от 10 до 40 кВт) и параметры переходных
процессов при набросе и сбросе меньших нагрузок оказались не хуже, чем
при полной нагрузке. Таким образом, параметры разработанной САР часто-
ты вращения значительно превосходят параметры САР 1-го класса точности
по ГОСТ 10511–83 (нестабильность частоты вращения на режиме полной
нагрузки — 0,6%, заброс частоты вращения в переходном процессе сброса
нагрузки — не более 5%, длительность такого переходного процесса — не
более 2 с).
В докладе Ю.Е. Хрящева и К.В. Дойникова (ЯГТУ, г. Ярославль) “Спо-
соб оптимизации крутящего момента силового агрегата большегрузного
автомобиля” предложен способ управления крутящим моментом дизель-
ного силового агрегата, основанный на автоматизированном управлении
механической коробкой передач c помощью адаптивной электронной си-
стемы. Способ управления объединяет в себе две электронные системы
управления транспортным средством и позволяет синхронизировать ра-
боту коробки передач и дизеля. Спроектированы алгоритмы управления
силовым агрегатом для различных режимов движения. Создан макетный
образец электронной системы управления механической коробкой передач
“ТМЗ-14.180”.
Ю.Е. Хрящев и Е.А. Епанешников (ЯГТУ, г. Ярославль) представили до-
клад “Применение искусственных нейронных сетей для построения адаптив-
ных регуляторов”. В работе рассматривается возможность применения ис-
кусственных нейронных сетей (ИНС) для построения адаптивных алгорит-
114 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 1