Математическое моделирование трибологических систем (применительно к тормозным устройствам ПТМ) - page 4

Рис. 1. Структура ММ ТС
В настоящей работе моделируется фрикционный контакт волни-
стых поверхностей [12, 13], для описания топографии которых необ-
ходимо выбрать модель выступа волнистой поверхности и определить
размер и расположение выступов на поверхности трения.
В трибологии в качестве моделей выступа рассматриваются сфери-
ческие сегменты, цилиндры, конусы, стержни, пирамиды, эллипсоиды
и другие геометрические тела [3–6, 11]. При этом выбор вида модели
выступа определяется ее возможностями адекватно отражать контакт-
ные свойства фрикционной поверхности.
Основной геометрической характеристикой выступа является функ-
ция формы единичного выступа
φ
(
ε
) =
A
в
ε
A
в
н
,
где
ε
— отношение расстояния между вершиной выступа и плоскостью
измерения к высоте выступа;
A
в
ε
— площадь сечения выступа на уровне
ε
;
A
в
н
— площадь основания выступа.
В данной работе используется стержневая модель волнистой по-
верхности с круглым сечением [6, 11], позволяющая математически
наиболее просто описать контактную задачу теории упругости и про-
цесс изнашивания. Функция формы единичного выступа стержневой
модели имеет вид
φ
(
ε
) = 1
.
Для отображения свойств и особенностей реальной волнистой по-
верхности необходимо выполнение следующих условий [4, 6].
1. Условие распределения материала по высоте
η
(рис. 2) можно
выразить как
η
(
ε
) =
A
ε
A
н
,
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...16
Powered by FlippingBook