Построение областей устойчивости ракет-носителей в пространстве параметров компоновки - page 11

Рис. 5. Влияние аэродинамических характеристик осцилляторов на положение
границ устойчивости системы:
q
= 0
(
а,г
); 15 кПа (
б, д
); 30 кПа (
в,е
);
κ
= 1
(
а–в
);
κ
= 5
(
г–е
)
двух вариантов соотношенийполнойи колеблющейся масс топлива и
трех вариантов аэродинамического нагружения объекта.
Как видно из рис. 5, по мере увеличения аэродинамического на-
гружения происходит смещение вверх нижнейграницы устойчивости,
соответствующейчастотам твердого тела. При
κ
= 1
(рис. 5,
а–в
) ее
подъем происходит гораздо быстрее.
Боковые внутренние области неустойчивости постепенно умень-
шаются, а центральная, соответствующая частотам колебания жидко-
сти, увеличивается, причем относительная скорость увеличения тем
больше, чем больше значение
κ
.
Апериодическая (верхняя) граница устойчивости для случая
κ
= 5
(рис. 5,
г–е
) отсутствует для нулевого скоростного напора, однако по-
является даже при достаточно малых ненулевых
q
и в дальнейшем
практически не изменяется.
Также не изменяются и границы устойчивости, соответствующие
частоте
ω
0
(внешняя при
κ
= 1
и внутренняя при
κ
= 5
).
Проанализируем влияние параметров автомата стабилизации, в ка-
честве которых рассмотрим частоту перехода через нуль ФЧХ
ω
0
и
сквознойкоэффициент усиления системы управления
K
ψ
.
Вначале проанализируем влияние частоты
ω
0
. Необходимо отме-
тить, что варьирование этойчастоты осуществлялось за счет измене-
ния однойиз постоянных времени числителя передаточнойфункции
автомата стабилизации.
Подобное варьирование частоты
ω
0
приводит к тому, что увеличе-
ние этойчастоты автоматически приводит к увеличению динамиче-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 4 13
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14
Powered by FlippingBook