В двигателе
Z-engine
сгорание и рабочий ход имеют почти такую
же продолжительность, как и в обычных четырехтактных двигате-
лях. Газообмен начинается с открытия выпускного клапана до нижней
мертвой точки (НМТ), происходит выпуск газов, находившихся под
давлением в цилиндре, далее часть ОГ вытесняется из цилиндра при
движении поршня вверх. Продолжительность выпуска достаточна для
качественной очистки цилиндра, но при этом насосные потери сравни-
тельно невелики. Впускной клапан открывается незадолго до закрытия
выпускного (рис. 2). На режиме максимальной мощности период его
открытия не превышает
22
◦
п.к.в. Этот период достаточен для впуска,
поскольку впускной воздух предварительно сжимается в поршневом
компрессоре. Сжатие рабочего тела занимает около
40
◦
п.к.в., в ре-
зультате обеспечивается геометрическая степень сжатия, равная 15,5.
Такая схема газообмена приводит к тому, что значительная часть ОГ
остается в цилиндре (“внутренняя” рециркуляция ОГ). Этот фактор
используется для организации гомогенного смесеобразования — рабо-
чего цикла
HCCI
(
Homogeneous Charge Compression Ignition
) при от-
сутствии неконтролируемого преждевременного самовоспламенения,
а следовательно, и для снижения выбросов оксидов азота и сажи с ОГ.
Рис. 2. Характеристики газообмена в двигателе
Z-engine
по углу п.к.в.
84 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6