Previous Page  16 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 18 Next Page
Page Background

При

K

max

= 2

,

4

(самолетная форма КА)

Δ

h

π

320

км,

Δ

V

(

h

в

π

)

138

м/с,

Δ

V

(

h

н

π

)

430

м/с. Менее существенное влияние на ши-

рину коридора входа и энергозатраты оказывает нагрузка на лобовую

поверхность аппарата

P

x

. Изменения

P

x

от 300 до 500 кг/м

2

приводит

к расширению коридора на

15

км, к росту энергозатрат

Δ

V

(

h

в

π

)

на

1

. . .

2

м/с, а

Δ

V

(

h

н

π

)

на

3

. . .

5

м/с (

K

max

= 0

,

34

,

H

= 500

км).

В целом для широкого диапазона исходных данных и проектно-

баллистических характеристик потребные энергозатраты

Δ

V

не пре-

вышают 650 м/с, а при входе КА в атмосферу вблизи верхних границ

коридора

h

в

π

и формировании орбит ИСМ с высотами

H

не более

500 км энергозатраты составляют

140

. . .

150

м/с.

Для сравнения, в случае применения традиционной ракетодинами-

ческой схемы формирования спутниковых орбит, описанной в работах

[9, 15], потребные энергозатраты достигают 2,5. . . 4 км/с, что в 6–10

раз больше, чем при использовании рассмотренной комбинированной

схемы управления.

Заключение.

Рассмотрена комбинированная схема выведения КА

на орбиту ИСМ, предусматривающая предварительное аэродинамиче-

ское торможение КА в атмосфере, перевод на переходную эллиптиче-

скую орбиту и подачу разгонного импульса в ее апоцентре.

Разработан метод решения задач оптимального управления КА на

основе введения ряда допущений и преобразования систем дифферен-

циальных уравнений движения и сопряженных переменных.

Решены вариационные задачи минимизации потребных энергоза-

трат при формировании орбит ИСМ и максимизации коридора входа

КА в атмосферу при использовании двухпараметрического управле-

ния углами крена и атаки.

Показано, что для КА, располагающих аэродинамическим каче-

ством

K

max

0

,

34

физически реализуемый коридор входа КА в атмо-

сферу превосходит навигационный коридор, что обеспечивает прин-

ципиальную возможность осуществления предлагаемой схемы упра-

вления.

Для случаев входа КА в атмосферу вблизи верхней границы ко-

ридора потребные энергетические затраты на формирование орбиты

ИСМ на порядок меньше, чем при реализации ракетодинамической

схемы перевода КА с подлетной гиперболической траектории на за-

данную орбиту.

Полученные результаты имеют практическую значимость и могут

быть использованы при исследовании конкретных миссий дальнего

космоса.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Горшков Л.А.

Полет человека на Марс // Наука и жизнь. 2007. №7. С. 4–12.

2.

Jonathan Amos

. Europe’s Mars plans move forward. BBC News. 12.10.2009.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 19