Previous Page  13 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 18 Next Page
Page Background

Нетрудно видеть, что сразу после входа КА в атмосферу планеты

будут справедливы соотношения:

h

α

1

> h

α

зад

и

h

α

2

< h

α

зад

, где

h

α

зад

заданная высота апогея формируемой орбиты. В процессе полета КА

с нулевым значением угла крена и более позднего его переключения

на

γ

=

π

высота

h

α

2

будет возрастать, достигая в определенный мо-

мент времени

t

заданную высоту

h

α

зад

. Начиная с этого момента в

соответствии с установленной структурой оптимального управления

(19), (20) угол атаки

α

уменьшается, обеспечивая тем самым снижение

действующей на КА подъемной силы и его полет в более плотных сло-

ях атмосферы. Такое управление углом атаки

α

сначала обеспечивает

снижение интенсивности роста высоты

h

α

2

, а затем по достижении

некоторого угла

α

0

прекращение роста

h

α

2

. После этого происходит

разворот КА по углу атаки, что соответствует возрастанию подъемной

силы и аэродинамического качества. В результате высота

h

α

2

начинает

уменьшаться, приближаясь к заданной высоте

h

α

зад

. В момент дости-

жения

h

α

2

заданной высоты апогея

h

α

зад

угол атаки

α

устанавливается

равным

α

, а угол крена

γ

принимает значение, равное

π

. При таком

режиме полета обеспечиваются необходимые условия вылета КА из

атмосферы и достижение заданной высоты апогея

h

α

2

.

Таким образом, с применением описанного вычислительного алго-

ритма рассчитываются траектории движения аппарата на этапе пред-

варительного аэродинамического торможения при обеспечении мак-

симальной скорости выхода КА из атмосферы. Полученные резуль-

таты в дальнейшем использовались в качестве первого приближения

при решении задач оптимального управления КА при его выведении

на орбиту искусственного спутника Марса, что позволяет существен-

но сократить продолжительность вычислительного процесса решения

вариационных задач.

Анализ численных результатов.

Решение краевых задач, выпол-

ненное в широком диапазоне условий входа КА в атмосферу, высот

формируемых орбит и проектных характеристик аппаратов, позволило

определить оптимальные траектории движения КА при двухпараме-

трическом оптимальном управлении углами крена и атаки. Показа-

но качественное совпадение численного и аналитического решений.

Так, в процессе движения КА в атмосфере угол крена

γ

изменяется

от

γ

0

3

. . .

8

до

γ

172

. . .

177

(при аналитическом решении угол

γ

меняется от 0 до 180

). Угол атаки

α

при входе КА в атмосфе-

ру принимает значение

α

, соответствующее максимальной величине

аэродинамического качества

K

max

. Далее происходит уменьшение

α

до значения, равного

10

. . .

12

, а затем

α

вновь увеличивается до

α

(при аналитическом решении также установлен ярко выраженный

минимум угла атаки в процессе полета КА).

16 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6