Рис. 2. Зависимость скорости
V
, высоты
h
, углов атаки
α
и крена
γ
от
времени
t
при движении в атмосфере Марса (
K
max
= 0
,
34
,
h
π
= 10
км,
P
x
=
m/C
x
S
= 300
кг/м
2
,
h
α
= 500
км)
В качестве примера на рис. 2 представлены зависимости, показы-
вающие изменение углов атаки и крена, скорости и высоты полета от
времени движения КА в атмосфере Марса.
Интенсивность изменения углов
γ
и
α
существенно зависит от
высоты условного перицентра траектории входа КА в атмосферу
h
π
.
Так, при увеличении
h
π
возрастание угла
γ
до значений
172
. . .
177
◦
осуществляется на более раннем участке полета КА в атмосфере, а
интенсивность изменения угла атаки снижается. При входе КА в ат-
мосферу по верхней границе коридора
h
в
π
схема управления углами
γ
и
α
вырождается в движение КА с постоянными значениями этих
углов
γ
≈
175
◦
и
α
=
α
∗
. При входе КА в атмосферу по нижней грани-
це коридора
h
н
π
угол
γ
постоянен и близок к нулю, а изменения угла
α
от
α
∗
до
α
min
и снова до
α
∗
осуществляются с максимальной ин-
тенсивностью. Отметим, что
h
в
π
определяется из условия захвата КА
атмосферой, а высота
h
н
π
— некоторыми физическими ограничениями,
например максимальной величиной перегрузки или температуры. Дру-
гим условием является обеспечение выхода КА на орбиту с заданной
высотой апоцентра
h
α
.
Анализ результатов показал, что при формировании круговой ор-
биты ИСМ высотой
H
= 500
км для КА с аэродинамическим каче-
ством
K
= 0
,
34
и приведенной нагрузкой на лобовую поверхность
P
x
= 300
кг/м
2
, учитывая возможный разброс параметров атмосферы,
максимальный коридор входа составляет
±
25
км. При этом верхняя
граница
h
π
max
= 30
км соответствует наименее плотной (минималь-
ной) модели атмосферы, а нижняя граница
h
π
min
=
−
20
км — наиболее
плотной (максимальной) модели. Полученные значения коридора вхо-
да превосходят значение навигационного коридора (при использова-
нии автономных систем навигации КА
Δ
h
нав
π
=
±
10
. . .
20
км [9, 15]),
что позволяет сделать вывод о принципиальной возможности реали-
зации предлагаемой схемы выведения.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 17