УДК 629.113.012.5
В. В. Л а р и н
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО
КАЧЕНИЯ КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ
ПО ТВЕРДОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Представлена методика оценки параметров прямолинейного ка-
чения эластичного колесного движителя по твердой опорной по-
верхности, учитывающая распределение нормальных и касатель-
ных напряжений по пятну контакта, перемещение оси колеса в
горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно центра
контакта. Предложены модели формирования нормальных и каса-
тельных напряжений, сопротивления качению и тяги.
E-mail:
Ключевые слова
:
колесо, опорная поверхность, сопротивление движе-
нию, тяга, тягово-экономическая характеристика.
Эластичный колесный движитель (КД) транспортного средства ра-
ботает в различных режимах силового нагруженияпри незначитель-
ных и больших внешних сопротивлениях. При неограниченной мощ-
ности, подводимой к оси КД, преодоление внешних сопротивлений
при прямолинейном движении ограничивается продольной реакцией,
создаваемой в зоне контакта КД с опорной поверхностью (ОП).
Существует множество моделей, описывающих качение КД. Од-
ни — академические, в них подробно рассматриваютсяфизические
процессы в эластичной оболочке шины и зоне контакта. Они предна-
значены длярасчета шин в целях оптимизации их конструктивных па-
раметров. Другие — упрощенные (прикладные), они используютсядля
определениявыходных интегральных характеристик взаимодействия
эластичного КД с ОП. Такие модели необходимы дляоценки пара-
метров подвижности колесных транспортных средств (тяговой дина-
мики, устойчивости, управляемости, плавности хода, проходимости).
Прикладные модели в зависимости от решаемой задачи существенно
различаются.
При оценке тяговой динамики и проходимости транспортных
средств основнаязадача заключаетсяв определении потерь энергии
(на деформацию эластичной оболочки КД и скольжение КД по ОП) и
допустимой продольной реакции
R
x
в области контакта КД с ОП.
Изменение основных параметров КД (нормальной деформации
h
z
,
радиуса
r
к.в
и коэффициента сопротивлениякачению
f
ш
.
в
в ведомом
режиме, коэффициента тангенциальной эластичности
λ
M
) в зависимо-
сти от эксплуатационных параметров (нормальной нагрузки
P
z
, вну-
треннего давлениявоздуха
p
w
, крутящего момента
M
к
, скорости
v
к
x
)
описываетсядостаточно точными (в определенных пределах) и при-
емлемыми зависимостями.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2 59