Background Image
Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Рис. 3. Изменение относительной

погрешности определения макси-

мального значения плотности ней-

тронов при расчете по класси-

ческой модели мгновенного скач-

ка (кривая

1

), модернизированной

модели (кривая

2

) и по формуле (8)

(кривая

3

)

dn

dt

=

1

β

ρ

λρ

+

dt

+

1

λ

dt

n

;

dt

=

αkn

;

λ

= 0

,

0798 + 0

,

1308ˆ

ρ

+ 0

,

0764ˆ

ρ

2

.

(4)

На целесообразность ее применения указывает рис. 3, на кото-

ром приведены зависимости относительной погрешности определения

максимального значения плотности нейтронов при расчете по класси-

ческой модели мгновенного скачка (кривая

1

) и модернизированной

модели (кривая

2

). Зависимости представлены в интервале изменения

нормированной реактивности

0

,

1

ˆ

ρ

0

0

,

9

. Отсутствие в рассмотре-

нии интервалов

0

<

0

,

1

и

0

,

9

<

1

,

0

обусловлено плохой адекватностью

модели в этой области в силу указанных ранее причин. Конечно, сле-

дует иметь в виду, что эти зависимости никоим образом не учитывают

погрешности, обусловленные принимаемой адиабатичностью процес-

са, и отражают лишь погрешности описания нейтронной кинетики.

Погрешность классической модели мгновенного скачка монотонно

возрастает по модулю и при значительных начальных возмущениях,

близких к доле запаздывающих нейтронов, превышает 60%. В то же

время модуль относительной погрешности модернизированной моде-

ли не превышает во всем представленном интервале возмущений зна-

чения 12%. Его максимум приходится на область

ˆ

ρ

0

0

,

6

. Исключе-

нием является область, непосредственно прилегающая к мгновенной

критичности, где погрешность резко возрастает, что определяется са-

мими упрощающими положениями кинетической модели мгновенного

скачка.

Для этого значения начального возмущения и времени жизни мгно-

венных нейтронов

`

= 10

3

с приведены сравнительные результаты

34 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 3