Пренебрегая зависимостью плотности атмосферы от времени и широ-
ты, можно вычислить плотность атмосферы на высоте
h
= 512
,
396
км,
которая оказывается равной
2
,
18
∙
10
−
13
кг/м
3
, и
˙
h
=
−
1
,
53
∙
10
−
4
м/с =
= – 13,2 м/сутки.
Солнце все время находится с одной стороны ССО и его притя-
жение приводит к изменению положения орбитальной плоскости, т.е.
изменяет наклонение орбиты. Для ССО выражение для вековых воз-
мущений наклонения орбиты
i
имеет вид [11]
di
dt
=
3
n
2
s
16
n
sin
i
(1 + cos
i
s
)
2
sin(2
u
s
−
2Ω)
,
где
i
s
— склонение Солнца;
u
s
— прямое восхождение Солнца;
n
s
—
угловая скорость среднего Солнца;
Ω
– долгота восходящего узла;
n
— среднее движение КА. Если местное солнечное время составля-
ет 21:00, тогда
2
u
s
−
2Ω = 90
◦
, и для ССО высотой
h
= 512
,
396
км
di
dt
=
−
0
,
04
◦
/год. Наклонение орбиты уменьшается вследствие грави-
тационного притяжения Солнца, что приводит к изменению скорости
прецессии долготы восходящего узла (
d
Ω
/dt
=
−
3
2
J
2
n
(
R
e
/a
)
2
cos
i
,
где
J
2
— коэффициент при второй зональной гармонике в разложении
геопотенциала;
R
e
— экваториальный радиус Земли). В совокупности
с начальными ошибками это приводит к значительному отклонению
местного солнечного времени прохождения восходящего узла от рас-
четного значения за САС КА.
Анализ влияния каждого из указанных факторов на параметры ор-
биты показывает, что увеличение САС КА на ССО может привести к
недопустимому ухудшению условий съемки. Таким образом, удержа-
ние КА в течение довольно значительного САС на ССО может дости-
гаться только путем периодического проведения коррекции траекто-
рии КА.
Постановка задачи коррекции траектории КА двигателями ма-
лой тяги.
Для описания орбитального движения будем использовать
геоцентрическую инерциальную систему координат
OXY Z
, в кото-
рой плоскость
OXY
совпадает с экваториальной плоскостью Земли,
ось
OX
направлена в точку весеннего равноденствия, ось
О
Z
совпа-
дает с осью вращения Земли, а ось
OY
дополняет систему до правой.
Для того чтобы управляющее ускорение могло быть сообщено КА
в требуемом направлении, обычно используется один из следующих
двух способов установки корректирующих двигателей. При первом
способе имеется всего один двигатель, жестко связанный с аппаратом.
В этом случае изменение направления корректирующего ускорения
достигается путем соответствующего изменения ориентации КА. При
втором способе аппарат сохраняет постоянную ориентацию и на нем
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 71