Background Image
Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

Keywords

:

sun-synchronous orbit, low-thrust engine, linear programming method,

optimal maintenance, interior-point algorithm.

Солнечно-синхронной орбитой (ССО) является орбита, обеспечи-

вающая равенство скорости прецессии плоскости орбиты и средней

угловой скорости годового движения Земли вокруг Солнца [1]. Орби-

та ССО интересна тем, что космический аппарат (КА) пролетает над

одной и той же широтой земной поверхности приблизительно в одно

и то же местное солнечное время. Таким образом, угол освещения

земной поверхности очень хорошо подходит для спутников дистан-

ционного зондирования Земли. Одна из особенностей ССО состоит в

том, что они имеют большое наклонение и обычно расположены на

небольших высотах. На низкой орбите из-за действия возмущающих

факторов, связанных с несферичностью Земли и атмосферным сопро-

тивлением, реальная траектория полета КА всегда будет отличаться от

расчетной ССО. Если отличия превышают допустимые отклонения,

значения которых определяются требованиями к траектории полета,

возникает необходимость коррекции соответствующих элементов ор-

биты.

Традиционное использование для коррекции орбиты химической

двигательной установки (ХДУ) приводит к значительным затратам

топлива. Одним из возможных путей решения этой проблемы является

использование электрических реактивных двигателей (ЭРД) сверхма-

лой тяги. Высокий удельный импульс тяги ЭРД позволяет существенно

сократить бортовые запасы топлива для поддержания орбиты и реали-

зовать длительные сроки активного существования (САС) КА. К со-

жалению, амплитуда самой тяги таких двигателей мала, что приводит

к увеличению числа витков, на которых исполняются корректирую-

щие импульсы, и продолжительности проведения каждой коррекции.

Поэтому в задачах поддержания орбиты КА с двигателями малой тяги

приходится учитывать ограничение на тягу двигателя и продолжитель-

ность его работы.

Вопросы, связанные с формированием и поддержанием ССО с по-

мощью ХДУ и ЭРДУ, изучались многими авторами, например, в рабо-

тах [1–7]. В [1] рассмотрена задача о коррекции параметров рабочей

ССО КА с ХДУ. В [2, 3] изложены задачи об оптимальной коррекции

движения КА, которые решаются с помощью метода линейного про-

граммирования. В [4] предложены оптимальный и квазиоптимальный

алгоритмы для линейной коррекции эллиптических орбит, базирую-

щиеся на методе линейного программирования. В [5] на основе мето-

да внутренних точек для решения задач линейного программирования

разработан численный метод расчета оптимальных продолжительных

маневров. В [6] предложены численно-аналитические алгоритмы для

расчета параметров маневров перехода малого КА с орбиты выведе-

ния на рабочую ССО и для расчета маневров поддержания параме-

тров такой орбиты в заданном диапазоне. В [7] все элементы орбиты

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 69