Background Image
Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

В настоящее время для запуска ракет-носителей (РН) с косми-

ческими аппаратами активно разрабатываются проекты воздушных

стартовых комплексов [1–4]. Среди существующих схем запуска РН

из самолета-носителя (СН) наиболее эффективна схема воздушного

старта из грузового отсека (ВСГО) СН [1, 5]. Одной из важнейших

задач анализа динамики ВСГО по такой схеме является обеспече-

ние безопасного десантирования РН, особенно при использовании пи-

лотируемого СН. Данный этап функционирования комплекса ВСГО

наиболее сложен с точки зрения динамики и режима работы систем

управления. Для уменьшения риска нештатных ситуаций при выборе

проектных параметров актуальным является расчетно-теоретическое

определение нестационарных нагрузок при десантировании ракеты.

Несмотря на то, что имеются публикации на данную тему [6, 7], эта

задача с учетом вихреобразования в следе за СН до конца не исследо-

вана.

Экспериментальные данные показывают [1], что при проектирова-

нии систем с ВСГО без оценки влияния нестационарных аэродинами-

ческих нагрузок, вызываемых вихревым движением воздуха в спутном

следе за СН, результаты расчетов динамики процесса десантирования

могут оказаться некорректными или даже принципиально неверными.

Особенно это касается учета случайного характера нагрузок, которые

всегда возникают при взаимодействии тела с завихренным потоком.

Проведенный авторами анализ литературы не выявил теоретических

исследований, посвященных данной теме.

Пренебрежение случайными аэродинамическими нагрузками при

взаимодействии стартующей ракеты с вихревым следом за СН может

привести к существенному искажению картины нагрузок и принципи-

альным ошибкам при проектировании перспективных аэрокосмиче-

ских систем, следовательно, к неоправданным затратам при констру-

ировании.

В работе [7] было проведено численное моделирование аэроупру-

гой динамики воздушного старта с учетом интенсивного вихреобразо-

вания в детерминированной постановке. Целью настоящего исследо-

вания является разработка методологии, математического обеспечения

и программного комплекса, учитывающих случайный характер аэро-

динамических возмущений при расчете взаимодействия выдвигаемой

в поток упругой ракеты с вихревым следом за СН.

Постановка задачи и метод решения.

Рассмотрим модельную за-

дачу, расчетная схема которой представлена на рис. 1. Введем допуще-

ние о том, что после выполнения предстартового маневра “Горка” [6]

непосредственно перед десантированием СН инерциально движется

в нормальной прямоугольной земной системе координат

O

g

X

g

Y

g

Z

g

.

Самолет-носитель обтекается потоком несжимаемой среды с посто-

янной плотностью

ρ

и постоянной скоростью

~V

=

{

V

x

, V

y

, V

z

}

т

.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 1 23