Рис. 6. Варианты расположения ракеты относительно СН в конце переходного
режима десантирования (
t
k
= 3
,
27
c):
1
— наиболее вероятное движение;
2, 3
— положение на границах областей разброса
хвостовая часть РН в крайнем положении на верхней границе области
разброса находится в опасной близости от фюзеляжа СН.
Результаты расчетов, полученные с учетом случайного характе-
ра воздействия спутного следа, показывают, что смещение ракеты в
плоскости рыскания, которое до недавнего времени практически не
рассматривалось при исследовании динамики воздушного старта по
схеме ВСГО, является важным фактором с точки зрения обеспече-
ния безопасности воздушного старта. По сравнению с полученными
ранее результатами моделирования в детерминированной постанов-
ке [7] расчеты с учетом случайных факторов показывают, что границы
областей разброса возмущений РН в горизонтальной плоскости явля-
ются симметричными относительно продольной оси СН плоскости,
что необходимо учитывать при проектировании пусковой установки и
системы управления РН и СН.
Выводы.
Исследования, выполненные с помощью разработанных
авторами математической модели и программного обеспечения, пока-
зывают, что случайный разброс начального состояния спутного ви-
хревого следа за фюзеляжем СН существенно влияет на динамику
десантирования РН и приводит к существенному разбросу положения
центра масс и углов тангажа и рыскания. Возмущающие воздействия
со стороны следа препятствуют уходу РН от СН в плоскости тангажа
и способствуют уводу РН от СН в плоскости рысканья. Среди рассмо-
тренных проектных параметров существует “наихудшее” сочетание,
при котором спутный след может служить причиной возникновения
аварийной ситуации.
Работа поддержана грантом РФФИ 09-08-00699-а.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Flight
Testing of a Gravity Air Launch Method to Enable Responsive Space Access /
M. Sarigul-Klijn, N. Sarigul-Klijn, G. Hudson, et al. // AIAA Paper 2007-6146. 2007.
32 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 1