Background Image
Previous Page  11 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 13 Next Page
Page Background

Рис. 6. Варианты расположения ракеты относительно СН в конце переходного

режима десантирования (

t

k

= 3

,

27

c):

1

— наиболее вероятное движение;

2, 3

— положение на границах областей разброса

хвостовая часть РН в крайнем положении на верхней границе области

разброса находится в опасной близости от фюзеляжа СН.

Результаты расчетов, полученные с учетом случайного характе-

ра воздействия спутного следа, показывают, что смещение ракеты в

плоскости рыскания, которое до недавнего времени практически не

рассматривалось при исследовании динамики воздушного старта по

схеме ВСГО, является важным фактором с точки зрения обеспече-

ния безопасности воздушного старта. По сравнению с полученными

ранее результатами моделирования в детерминированной постанов-

ке [7] расчеты с учетом случайных факторов показывают, что границы

областей разброса возмущений РН в горизонтальной плоскости явля-

ются симметричными относительно продольной оси СН плоскости,

что необходимо учитывать при проектировании пусковой установки и

системы управления РН и СН.

Выводы.

Исследования, выполненные с помощью разработанных

авторами математической модели и программного обеспечения, пока-

зывают, что случайный разброс начального состояния спутного ви-

хревого следа за фюзеляжем СН существенно влияет на динамику

десантирования РН и приводит к существенному разбросу положения

центра масс и углов тангажа и рыскания. Возмущающие воздействия

со стороны следа препятствуют уходу РН от СН в плоскости тангажа

и способствуют уводу РН от СН в плоскости рысканья. Среди рассмо-

тренных проектных параметров существует “наихудшее” сочетание,

при котором спутный след может служить причиной возникновения

аварийной ситуации.

Работа поддержана грантом РФФИ 09-08-00699-а.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Flight

Testing of a Gravity Air Launch Method to Enable Responsive Space Access /

M. Sarigul-Klijn, N. Sarigul-Klijn, G. Hudson, et al. // AIAA Paper 2007-6146. 2007.

32 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 1