с техническими возможностями электрооборудования и обеспечени-
ем электробезопасности экипажа, поэтому на рис. 2 приведены также
кривые роста начального напряжения
U
0
на емкостном накопителе и
максимума
J
m
разрядного тока с увеличением энергии системы.
Как следует из рис. 2, при заданных межэлектродном промежутке
и параметрах разрядного контура наилучший результат по снижению
пробивного действия достигается при емкости батареи
C
= 8
мФ. При
емкостях, меньших или больших этого значения, эффективность ЭДВ
снижается. Наличие оптимума связано с изменением степени синхро-
низации токового импульса с временем прохождения через межэлек-
тродный промежуток различных участков КС при изменении емко-
сти накопителя. Как показывает анализ вклада различных элементов
КС в пробивное действие, реализация ЭДВ с накопителем оптималь-
ной емкости позволяет наиболее рациональным образом распределить
энергию токового импульса на разрушение головной и хвостовой час-
тей КС.
Последовательное нарастание глубины пробития от действия эле-
ментов КС в отсутствие токового воздействия и при ЭДВ, осуществля-
емом от конденсаторной батареи с энергией
W
= 1
МДж при различ-
ных ее емкостях, проиллюстрировано для КБП2 на рис. 3 (где
z
—
координата элементов облицовки, формирующих различные участки
Рис. 3. Последовательное на-
растание глубины пробития
КБП2 при проникании эле-
ментов КС, формируемых из
различных частей кумулятив-
ной облицовки, в естественных
условиях (
1
) и при ЭДВ, осуще-
ствляемом от конденсаторной
батареи с энергией 1МДж (
2
—
С
= 4
мФ;
3
—
С
= 8
мФ;
4
—
С
= 20
мФ)
КС, отсчитываемая от вершины обли-
цовки вдоль ее оси,
h
0
— высота об-
лицовки). Как видно на рис. 3, при ем-
костях накопителя, меньших оптималь-
ной (
C
= 4
мФ), происходит быстрое
нарастание тока и эффективно поража-
ются элементы КС, примыкающие к ее
головной части. Однако при этом в силу
кратковременности разряда оказываются
“не затронутыми” токовым воздействи-
ем хвостовые элементы струи, сохра-
няющие свою пробивную способность.
При чересчур большой емкости нако-
пителя (
C
= 20
мФ, см. рис. 3), напро-
тив, полностью “выбивается” хвостовая
часть КС, но из-за недостаточно быстро-
го нарастания тока успевает “проско-
чить” через межэлектродный промежу-
ток неразрушенным слишком большой
участок “головы” струи.
Анализируя динамику снижения глу-
бины пробития в зависимости от энер-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 4 19