ние
(
H/B
)
к
, которые приведены в табл. 4 [9]. Экспериментальные
данные, представленные в табл. 4, показаны на рис. 5,
б
.
Согласно данным табл. 4, для пары Cr/Cu теоретическое значение
(
H/B
)
к
= 1
,
52
, а среднее экспериментальное значение равно
1
,
509
,
т.е. отклонение экспериментальных данных от теоретических значе-
ний составляет
Δ =
−
0
,
73
%. Для пары Cr/1Х18Н10Т теоретическое
значение
(
H/B
)
к
= 1
,
30
, среднее экспериментальное значение равно
1
,
319
, т.е. отклонение экспериментальных данных от теоретических
значений составляет
Δ = +1
,
46
%. Третья пара Cr/ВТ-23 отвечает тео-
ретическому значению
(
H/B
)
к
= 1
,
09
, а соответствующее ей среднее
экспериментальное значение равно
0
,
94
, т.е. в этом случае отклоне-
ние экспериментальных данных от теоретических значений составля-
ет
Δ =
−
13
,
76
%.
Последний результат объясняется неучтенным влиянием толщины
h
p
переходной области от поверхностного упрочненного слоя к более
мягкой подложке, которая отсутствует в используемой теоретической
модели [8]. Анализ указанной проблемы приведен в работах [8, 9]. В
первых двух парах Cr/Cu и Cr/1Х18Н10Т толщина переходной области
h
p
оказалась пренебрежимо малой и практически не оказала влияния
на среднее экспериментальное значение
(
H/B
)
кс
. Иначе обстоит де-
ло с парой Cr/ВТ-23, для которой неучет переходной области занизил
фактическую толщину упрочненного слоя
H
на 13,76% и, соответ-
ственно, экспериментальные результаты по отношению к ожидаемым
теоретическим.
В рассматриваемом случае переходная область толщиной
h
p
возни-
кала в поверхностных слоях пары Cr/ВТ-23 вследствие температурной
диффузии хрома при электровакуумном напылении и она увеличивала
фактическую толщину упрочненного слоя
H
. Описание метода учета
влияния
h
p
на значения предельных контактных давлений
p
c
/
2
k
1
при-
ведено в работе [8]. Подробное описание экспериментального иссле-
дования и методики обработки полученных результатов приведено в
работе [9].
Разработанная теория имеет многочисленные приложения, важные
в практическом отношении. Укажем некоторые из них.
1. Полученные результаты позволяют разработать принципиально
новый и весьма перспективный метод расчета контактной прочности
машиностроительных деталей и узлов по предельным контактным на-
грузкам [8, 10], учитывающий влияние поверхностного упрочнения
деталей на их контактную прочность.
2. Результаты работы позволяют рассчитывать толщину и предел
текучести поверхностного упрочненного слоя, требуемые для надеж-
ной и безопасной работы проектируемых машин, их деталей и узлов.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3 107