Механика пластического деформирования и предельные контактные напряжения для твердых тел с поверхностным упрочненным слоем - page 21

Определение указанных характеристик поверхностных покрытий су-
щественно с точки зрения правильного выбора технологии их нанесе-
ния и применяемых для этого режимов.
3. Результаты настоящей работы имеют первостепенное значение
для склерометрии, в частности для обоснования методов эксперимен-
тального определения твердости поверхностных покрытий. Показано,
что при
H/B
>
1
,
579
отсутствует влияние на твердость нижележа-
щих слоев, примыкающих к поверхностному упрочненному слою. При
H/B <
1
,
579
такое влияние указанных слоев на твердость существует
и его можно учитывать с помощью разработанной теории.
4. Изложенную теорию можно использовать для разработки экс-
периментальных неразрушающих методов контроля адгезии поверх-
ностных покрытий.
Некоторые другие практически важные случаи применения изло-
женной теории рассмотрены в работе [7]. Разрабатываемые теорети-
ческие методы расчета контактной прочности позволяют определять
значения предельных контактных напряжений в зубчатых, червячных
и кулачковых механизмах, в тяжело нагруженных узлах трения при
наличии на поверхностях деталей упрочненного слоя.
Методы расчета контактной прочности по предельным контактным
нагрузкам позволяют для заданных параметров контактирующих на-
груженных пар определять значения допускаемых контактных давле-
ний, отвечающие требуемым значениям коэффициентов запаса. Раз-
работанная теория позволяет определять фактические значения коэф-
фициентов запаса контактной прочности для рассматриваемых нагру-
женных контактных пар применительно к условиям их практической
эксплуатации [8, 10].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Х и л л Р. Математическая теория пластичности. – М.: Гостехтеориздат, 1956. –
408 с.
2. Т р е т ь я к о в Е. М. О влиянии поверхностного упрочнения деталей машин
на величину предельных контактных нагрузок // Проблемы машиностроения и
надежности машин. – 1993. – № 2. – С. 91–99.
3. Т р е т ь я к о в Е. М. О взаимосвязи и практической реализации классических
решений Прандтля и Хилла // Проблемы машиностроения и надежности машин.
– 2000. – № 4. – С. 37–46.
4. Т р е т ь я к о в Е. М. Полное решение задачи о вдавливании плоского жесткого
пуансона в пластичную полуплоскость при наличии на ее поверхности относи-
тельно тонкого упрочненного слоя // Проблемы машиностроения и надежности
машин. – 2001. – № 4. – С. 52–61.
5. Т р е т ь я к о в Е. М. Контактные нагрузки при внедрении плоского пуансона в
пластичную полуплоскость с поверхностным упрочненным слоем // Проблемы
машиностроения и надежности машин. – 2001. – № 5. – С. 62–70.
108 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22
Powered by FlippingBook